Цель. Побуждать детей вступать в
диалог со взрослым и сверстниками; высказываться на темы из личного
опыта (внеситуативное общение). Составлять короткий рассказ на тему,
предложенную воспитателем. Образовывать слова, обозначающие названия
жилищ животных. Подбирать пары слов с противоположным значением
(антонимы). Развивать речевое внимание, фонематический слух детей. Материал. Картинки:
дома (каменный и деревянный, одноэтажный и многоэтажный); улитка,
муравейник, гнездо, скворечник, курятник, коровник, конура, улей. Мяч. Содержание
1 Воспитатель
выставляет на панно картинки на тему «Дом». Дети окружают воспитателя,
рассматривают картинки и тихо переговариваются. — Правда, красивые дома на этих картинках? В каком из них вы хотели бы жить и почему? (Высказывания детей.) Дети садятся на стулья. —
Дом, в котором я живу, кирпичный, восьмиэтажный, с красивыми балконами.
На первом этаже в нем расположены магазины: продовольственный,
спортивный и хозяйственный. А в каких домах живете вы? (Свободные
высказывания детей.) — Люди в большом городе обычно
живут в высоких многоквартирных кирпичных или блочных домах. А в деревне
дома другие. Какие? (Высказывания детей.) — Как вы думаете, зачем человеку нужен дом? (Рассуждения детей.) Воспитатель обобщает высказывания детей, расширяя содержание. Интонацией незавершенности побуждает детей вступать в разговор. —
Дом — это место, где люди живут семьей. Здесь они укрываются от
непогоды: согреваются в стужу, прячутся от дождя и снега, от ветра,
жаркого солнышка. Дома люди отдыхают, принимают пищу, общаются с
друзьями. Дома хранят разные вещи: одежду, посуду, продукты питания,
книги… 2 — Не только у людей, но и у животных есть дом. Теремок ползет, На себе его везет Хозяюшка богатая, Богатая, рогатая. — Это… (улитка), а ее дом — … (ракушка). Пришли мужики без топоров, Срубили избу без углов. — Это… (муравьи), они живут в… (муравейнике). Без рук, без топоренка Построена избенка. — Это… (гнездо), для… (птицы). На шесте — дворец, Во дворце — певец, А зовут его… (скворец). — Домик скворца называется… (скворечник). У скворца — скворечник, у курицы — … (курятник), у коровы — … (коровник), у собаки — … (конура), а у пчел — … (улей). Воспитатель
побуждает детей высказать свое мнение, а потом дает правильные
названия. По мере отгадывания загадок воспитатель помещает на стенде
картинки-отгадки. 3 Воспитатель предлагает
составить рассказ о том, какие бывают дома, кто в каком домике живет. В
случае необходимости педагог составляет рассказ вместе с ребенком,
подсказывая начало фразы. (Спросить 1–2 желающих.) 4 — Угадайте, кто и из какого дома подает голос: — ав-ав-ав (собака из конуры); — пи-пи-пи (птичка из гнезда); — ко-ко-ко (курица из курятника); — му-му (корова из коровника); — тюрли-тюрли (скворец из скворечника); — з-з-з (пчелы из улья). — Взрослые пчелы жужжат: «З-з-з», а пчелки-малышки — «Зь-зь-зь». 5 — Встаньте парами и договоритесь, кто из вас большая пчела, а кто — пчелка-малышка. Полетели, зажужжали: «З-з-з, зь-зь-зь». — Прилетели к улью. Поменяйтесь ролями. Снова летите: «З-з-з, зь-зь-зь». — Пчелы собрали много меда и собрались в улье. 6 — А сейчас, пчелы, образуйте круг. Поиграем в игру «Скажи наоборот». Кому брошу мяч, тот отвечает и возвращает мяч назад. Дом высокий, а избушка — … (низкая). Лето теплое, а зима — … (холодная). Кремль далеко, а детский сад — … (близко). На солнце песок сухой, а после дождя — … (мокрый). Большой — … (маленький). Молодой — … (старый). Высоко — … (низко). Далеко — … (близко). Горячо — … (холодно). Мокро — … (сухо). Рано — … (поздно). Легко — … (тяжело). Лежать — … (стоять). Радоваться — … (грустить). Смеяться — … (плакать). И т. п. 7 Воспитатель читает стихотворение М. Бородицкой «Разговор с пчелой». Меня ужалила пчела. Я закричал: «Как ты могла?!» Пчела в ответ: «А как ты мог Сорвать любимый мой цветок? Ведь он мне был уж-жасно нуж-жен: Я берегла его на уж-жин!» — Сейчас пчелки полетают, покружатся над цветами, собирая мед. |