Цель. Побуждать детей вступать в
содержательное общение со взрослыми и сверстниками. Составлять короткие
загадки-описания. Рассуждать при отгадывании. Стимулировать игры со
словами, звуками, рифмами. Развивать речевое внимание, речевое дыхание,
фонематический слух детей. Материал. Фланелеграф. Картинки: лук, белка, елка, лошадка, лиса, цыпленок, лягушка, Чиполлино. Синий и зеленый кружок. Содержание 1 Воспитатель предлагает детям отгадать «загадки-складки». Руки мыть пошла Людмила, Ей понадобилось… (мыло). У себя в саду Андрейка Поливал цветы из… (лейки). Молодчина эта Лина, Лепит все из… (пластилина). Михаил играл в футбол И забил в ворота… (гол). —
Ль-ль-людмил-л-ла, мыл-л-ло, ль-ль-лейка, пл-л-ластиль-ль-лин,
футбол-л-л, гол-л-л — какие звуки в словах я произносила долго? (Звуки [л], [л’].) Я
вам открою тайну: звуки [л] и [л’] — братцы. [Л] — большой братец, он
произносится твердо; [л’] — маленький братец, он произносится мягко. —
У меня в коробке картинки, в названиях которых есть звуки [л] и [л’].
Кто хочет, может достать картинку и назвать ее так, чтобы хорошо
слышался звук [л] или [л’]. Дети с закрытыми глазами достают
картинки, называют их сначала без выделения, а потом с выделением звука:
«Л-л-лук, ль-ль-лиса, бел-л-лка, ль-ль-лягушка, ел-л-лка, л-л-лошадка,
цыпль-ль-ленок, Чипол-л-ль-ль-лино». Названную картинку выставляют на
фланелеграф. Когда все картинки названы, воспитатель снимает их с
фланелеграфа и раскладывает на столе. 2 Воспитатель
выставляет вверху фланелеграфа синий кружок, внизу — зеленый. Предлагает
детям после синего кружка расположить картинки, в названии которых есть
звук [л], а после зеленого кружка — картинки, в названии которых есть
звук [л’]. Дети по очереди называют предметы с выделением этих
звуков и ставят картинки на соответствующее место. Воспитатель оказывает
необходимую помощь. Затем один ребенок называет все предметы со звуком [л], а другой — со звуком [л’]. 3 — Сегодня мы будем загадывать друг другу загадки по картинкам на фланелеграфе. Кто это? Скачет зверушка, Не рот, а ловушка. Попадут в ловушку И комар, и мушка. (Лягушка) — Почему вы думаете, что это лягушка? (Рассуждения детей.) Кто еще может скакать? (Белка, лошадка, Чиполлино.) А кто ест комаров и мошек? (Цыпленок.) Почему вы думаете, что загадка не о белке или цыпленке? (Ответы детей.) Хожу в пушистой шубке, Живу в густом лесу. В дупле на старом дубе Орешки я грызу. (Белка) — Почему вы думаете, что это белка? (Рассуждения детей.) Кто еще ходит в пушистой шубке и живет в густом лесу? (Лиса.) Почему вы считаете, что загадка не про лису? (Рассуждения детей.) А вот еще загадка про того, кто в шубке. Явился в желтой шубке: — Прощайте, две скорлупки! (Цыпленок) —
Почему вы решили, что это цыпленок? (Рассуждения детей.) — Теперь
загадывайте свои загадки. (Каждого вызвавшегося ребенка воспитатель на
ушко спрашивает, о ком будет загадка, и оказывает ему необходимую
помощь.) — И еще одна загадка. Что же это за девица: Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьет, А в иголках круглый год. (Елка) 4 —
К елке прилетели дятел и маленькая птичка-синичка. Дятел стучит клювом:
«Т-т-т-ттт». А синичка ему вторит: «Ть-ть-ть-тьтьть». У дятла песенка
строгая, а у синички — ласковая. — Мальчики будут дятлами, а
девочки — синичками. Дятел стучит… Синичка поет… (Упражнение повторяется
3 раза, затем дети меняются ролями.) 5 — Много шума в лесу: птицы разгалделись; листья с деревьев опадают — шуршат. Под ногами в листопад Листья желтые лежат. Листья желтые лежат, А под листьями шуршат Шурш, Шуршиха И Шуршонок — Папа, мама и ребенок. В. Голяховский — Скажем последние строчки все вместе. |