Цель: Обучение связному последовательному
пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем,
отображающих последовательность событий.
Основные задачи:
Учить целостно и эмоционально воспринимать произведение с
природоведческим содержанием. Продолжать учить образовывать
существительные с суффиксами– енок - онок. Учить составлять простые предложения самостоятельно, опираясьна
схемы. Расширять представления детей о диких животных. Методические
приемы: Чтение произведения, беседа, пересказ; лексико-грамматическое
упражнение «Найди и назови одинаковых животных»; дидактическая игра
«Близко — далеко»; сюрпризный момент, рассматривание картины,
загадывание загадки, угощение детям.
Оборудование: Предметные картинки с
изображением диких животных: заяц, лиса, белка, медведь;
открытка-оригами «Медведи в лесу»; фигуры животных оригами: заяц, лиса,
белка, медведь; два медведя-матрешки, наборное полотно, схемы, сундучок,
ширма.
Предварительная работа:
• Рассматривание иллюстраций с
изображением диких животных. Отгадывание загадок о медведе. Объяснение
значения слов шиворот, окунать.
Ход занятия
1. Организационный момент. Развитие речевого слуха, произвольного внимания, мышления.
Педагог: Ребята, вы знаете, какие звери живут в лесу? (В лесу живут волки, белки, лисы, мед веди.) — А как называются эти звери? (Эти звери называются дикие.)
2. Подготовка к восприятию текста. Создание фона восприятия рассказа. У меня есть сундучок, он не простой, в нем лежит открытка. А вы знаете, почему она так называется? (Если ее открыть, то появится картинка или рисунок.) - Хотите узнать, кто изображен на нашей открытке? (Да, хотим.) — Тогда попробуйте отгадать.
Части речи
|
Слова, сложные по семантике
|
Слова, сложные по слоговой структуре
|
Существите льные
|
шлепок, шиворот
|
медведица, медвежонок, шлепок, шиворот
|
Глаголы
|
окунать, надавала
|
испугался, догнала, купание, надавала
|
Живут эти звери в лесу. Они большие и сильные. Зимой они любят
поспать. Сластенами их зовут, потому что они любят кушать мед. —
Догадались, что это за звери? (Это мед вед и.) Давайте, проверим правильно это или нет? Педагог открывает сундучок и достает открытку "Медведи в лесу". Открывает ее.
3. Чтение рассказа. Развитие произвольного внимания. — Сейчас я вам прочитаю отрывок из рассказа, который написал Виталий Валентинович Бианки, а называется он «Купание медвежат». Чтение адаптированного текста. Из
леса вышли большая медведица и два веселых медвежонка. Медведица
схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку.
Другой медвежонок испугался и убежал в лес. Мать догнала его, надавала
шлепков, а потом - в воду. Медвежата остались довольны.
4. Словарная работа.
— Ребята, вы знаете, что значит «взять за шиворот»? (Это значит взять за воротник.) Давайте, Аня будет медведицей, а это ее маленький медвежонок. Педагог показывает игрушку медведя. Покажи нам, как ты возьмешь медвежонка за шиворот? Ребенок демонстрирует. — Ребята, что сделала Лия? (Аня взяла медвежонка за шиворот,) А кто сможет показать слово «удирать»? Один ребенок демонстрирует слово быстрым бегом. — Покажите на себе «мама надавала шлепков». дети демонстрируют выражение на давала шлепкою. — Сережа, покажи, как мама окунала медвежат? Ребенок демонстрирует действие окунать. - Все вместе давайте покажем, как мама окунала медвежат. дети демонстрируют действие.
5. Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи.
Дети отвечают полным предложением. — Кто вышел из леса? (Из леса вышла медведица с медвежатами) — Как медведица схватила медвежонка? (Медведица схватим * медвежонка за шиворот.) - Медведица окунала медвежонка или просто держала? (Медведица окунала медвежонка.) — Что сделал второй медвежонок? (Второй медвежонок убежал] — Чего надавала мама медвежонку? (Мама на давала медвежонку шлепков.) — Остались ли медвежата довольны купанием? (Медвежата остались довольны купанием.)
6. Дидактическая игра "Близко — далеко".
Развитие слухового внимания, остроты слуха. Педагог за ширмой производит звучание большой или маленькое матрешкой. Дети по силе звучания определяют размер животного (медведь или медвежонок,). — Здесь
спрятались два медвежонка, один большой, а другой маленький. Они хотят с
вами поиграть. Медвежата будут топать, а вы должны угадать, кто из них
топает.
7. Упражнение "Найди и назови одинаковых животных"
Совершенствование лексико-грамматического строя речи, развитие зрительного внимания, мышления. — давайте посмотрим, может быть в нашем сундучке еще что-нибудь лежит? Педагог открывает сундук и достает предметные картинки животных: заяц, лиса, белка, медведь. Эта игра, ребята, очень интересная. Здесь надо найти детенышей животных. Дети находят на столе детенышей животных, называют их.
8. Повторное чтение рассказа. Развитие долговременной слухо-речевой памяти. — Я вам сейчас прочитаю рассказ еще раз, а помогут мне в этом схемы. Во время чтения педагог выставляет схемы.
9. Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем. Развитие связной речи. Формирование навыка работы по алгоритму. Пересказ рассказа всеми детьми по цепочке или индивидуально.
10. Итог занятия. — С каким рассказом мы сегодня познакомились? (С рассказом ((Купание медвежат>.) — Кто его написал? (Его написал Виталий Бианки.) — Вы все такие молодцы, и мне кажется, в нашем сундучке еще что-то лежит. Педагог открывает сундук и достает угощение.
Закрепление изученного материала вне занятия:
•
Упражнять детей в выстраивании графической мнемодорожки - плана
рассказа.
• Повторить дидактическую игру «Большой — маленький».
•
Повторить игру «Найди и назови двух одинаковых животных».
|