Цель: Продолжать формировать умение
внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием.
Формировать умение составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь
на план. Упражнять в составлении и использовании в речи распространённых
предложений с однородными членами; в образовании окончаний
прилагательных. Упражнять в произнесении слов с разной силой голоса.
Развивать внимание, память. Воспитывать умение слушать друг друга,
помогать друг другу в случае затруднений.
Материал: картина, мольберт.
Ход НОД
Ребята сегодня мы будем
продолжать учиться составлять рассказ по картине. Картина стоит на
некотором расстоянии от нас и повёрнута в другую сторону. Чтобы узнать,
что же это за картина, вы должны отгадать загадки. На каждый правильный
ответ вы делаете один шаг. Послушайте загадки.
Беседа:
-
У ног кузовок:
-
Кто за ней ходит, того она и кормит (корова).
-
Вместо хвостика - крючок,
-
Вместо носа - пятачок.
-
Пятачок дырявый,
-
А крючок вертлявый (свинья).
-
Не кузнец, не плотник,
-
А первый на селе работник (лошадь).
-
У порога плачет,
-
Коготки прячет,
-
Тихо в комнату войдёт,
-
Замурлыкает, споёт (кошка).
-
На сене лежит,
-
Сама не ест и другим не даёт (собака).
-
Зверь я горбатый,
-
А в нравлюсь ребятам (верблюд).
Как можно назвать этих животных одним словом? Теперь можно повернуть картину лицом к нам и внимательно рассмотреть её.
-
Какая природно-климатическая зона изображена на картине? Докажите, что это пустыня.
-
Какие слова можно подобрать к слову "Пустыня"?
-
Кто изображён на картине?
-
А теперь рассмотрим верблюдицу и верблюжонка. Я начинаю предложение, а вы его продолжаете.
· Верблюдица большая и сильная, а :(верблюжонок маленький и слабый).
· У верблюдицы большие горбы, на них густая шерсть, а :(у верблюжонка маленькие горбы, редкая шерсть).
· У верблюдицы длинные сильные ноги, а : (у верблюжонка короткие слабые ноги).
5. Какую пользу приносят верблюды? (перевозят грузы, дают очень полезное молоко и тёплую шерсть).
6. Кто ещё изображён на картине? (всадник на верблюде).
7. Почему он одет в одежду с длинным рукавом, штаны,
ведь в пустыне жарко? (если дети не знают, то воспитатель предлагает
послушать маленькое сообщение. "Чтобы уберечь себя от перегрева в
пустыне, человек одевает на себя х/б одежду, тёплый халат, головной
убор. Когда человек так одет, у него выделяется много пота. Эта влага
помогает человеку перенести зной и жару").
Сейчас мы поиграем в игру, которая называется
"Волшебная цепочка". Эта игра вам поможет составить интересный и
содержательный рассказ по картине.
Я буду говорить короткое предложение, а кто-то из вас
дополняет моё предложение одним словом. Следующий ребёнок к этому
удлинённому предложению добавляет ещё одно слово и таким образом
удлиняет предложение ещё на одно слово. Получается цепочка. Давайте
попробуем. Следите за окончаниями слов в предложении.
1. На картине изображена верблюдица. ( На картине изображена большая, динноногая, сильная верблюдица).
2. На картине изображён верблюжонок. ( На картине изображён маленький, худенький, слабенький верблюжонок).
3. Верблюдица ест колючки. ( Верблюдица ест сладкие, вкусные, сочные колючки).
4. Всадник едет на верблюде. ( Всадник едет на большом, быстром, красивом верблюде).
5. Верблюды приносят пользу. ( Верблюды приносят пользу : возят грузы, дают шерсть, дают молоко).
(В случае затруднения детям можно задать вопросы: какая? какой?)
После проведения игры детям предлагается придумать
рассказ по плану, используя слова и выражения, которые они придумывали
по ходу игры. (План см. выше; вместо игры в п. 4, вопрос поставить
иначе: расскажите о внешнем виде верблюдов).
В завершении проводится игра "Эхо" (Один ребёнок тихо
по памяти называет какой-либо предмет, увиденный на картине, а другой
громко его повторяет) и подводится итог.
|