Типичная сцена в детском саду: мать
приходит за ребенком. Он подбегает к ней с рисунком и торжественно
показывает. Мать лениво смотрит на рисунок и говорит: «Ты же вчера уже
это рисовал. Одевайся быстрее». Комкает рисунок, кладет в карман и ждет,
когда ребенок оденется.
Мораль: творчество нуждается в поощрении и увядает под ленивым маминым взглядом.
Комментарий: в разных байках уже
были представлены две позиции об отношении к творчеству детей.
Поскольку очевидно, что человеку, создавшему нечто новое, придется в
жизни преодолевать много трудностей, то некоторые специалисты
предполагают, что таким детям не стоит излишне помогать – они должны с
детства научиться преодолевать препятствия. Есть и другая точка зрения:
помогать творческому человеку нужно всегда, поскольку творческий
потенциал и пробивные способности не идут рука об руку, и часто
инициатива погибает от равнодушия общества.
Возможно, в подростковом возрасте в
зависимости от того, насколько устойчив ребенок, эффективны оба подхода.
Но для дошкольника доказанным является лишь одна позиция: талантливыми
могут быть многие дети, но творческими людьми становятся лишь те из них,
которых матери или те люди, которые занимают эту позицию, очень любят и
делами которых восхищаются.
Начав рисовать, дети один и тот же
сюжет «отрабатывают» достаточно долго, создавая подряд абсолютно
идентичные рисунки. Это только со стороны кажется, что ребенок делает
бессмысленную работу. Но важность этих однотипных каракуль состоит в
том, что ребенок осваивает предметный мир, соотносит свои действия с
полученным результатом, он познает возможности карандаша и бумаги,
собственной руки. Мозг не может вдруг обрести навык, каждое действие
требует длительного оттачивания.
Диапазон применения байки: в рамках консультирования, когда мать чрезмерно критикует своего ребенка и предъявляет к нему высокие требования. |