Типичная сценка: мама гуляет с
полуторагодовалым ребенком. К ней походит подруга, с которой мама
начинает с воодушевлением разговаривать. В этот момент с ребенком что-то
происходит: он ведет себя так, как будто хочет разрушить это общение,
кричит, капризничает, просится на руки, хотя только что увлеченно играл
самостоятельно.
Мораль: у ребенка есть личное пространство, нарушение которого ведет к изменению его поведения.
Комментарий: в данном случае
всю ситуацию можно объяснить следующим образом. У ребенка почти до 2 лет
личное пространство – это не только ближайшее к нему пространство, но и
его мать. Как только чужая тетя переходит невидимую демаркационную
линию, все его существо заставляет его отстаивать собственное личное
пространство. Он плачет, кричит или капризничает. Мама поступит
неправильно, если будет говорить ему что-то. Но если она возьмет его на
руки или обнимет, он окажется с ней вместе в неразделенном пространстве и
быстрее успокоится, хотя тетя все еще будет мешать ему.
То, что у детей этого возраста большое
личное пространство, можно увидеть, наблюдая за их игрой в песочнице.
Каждый ребенок сидит в своем углу, наблюдает за действиями соседа, но не
стремится непосредственно с ним общаться. Но уже к концу второго года
жизни, и особенно с 3 до 5 лет, личное пространство ребенка становится
действительно только его личным, «освобождается от матери», уменьшается,
он легко общается с другими детьми и подходит намного ближе к другим
людям. Ко времени поступления в школу личное пространство у ребенка
практически исчезает. Он очень близко подходит и к сверстникам, и к
воспитателю. До пубертата (подросткового возраста, периода полового
созревания) это расстояние минимально. Но затем оно постепенно
увеличивается, и чем старше человек, тем труднее ему завязывать новые
отношения. Теперь он комфортно чувствует себя лишь на расстоянии двух
вытянутых рук. Ведь именно рукопожатие фиксирует у взрослых ту границу,
за которую другой человек не должен заходить. Родителю необходимо
учитывать знания о личном пространстве ребенка.
Диапазон применения байки: консультирование родителей, имеющих детей любого возраста. |