Однажды я летела на самолете и
разговорилась с соседом по креслу. Как это часто бывает при случайных
разговорах, он не стал поверхностным, а перерос в глубоко личное
обсуждение проблемы раздельного обучения. Мой сосед учился в школе в то
время, когда обучение в нашей стране было раздельным. Он учился в школе
для мальчиков и не знал, как знакомиться с девочками, как с ними нужно
общаться. Ему очень понравилась девочка из соседней женской школы. Но он
боялся с ней заговорить, а потому познакомился с ее подругой и стал
дружить с ней, чтобы хоть как-то приблизиться к объекту своей мечты. Та
девочка тоже скоро подружилась с другим мальчиком. Потом их пути
разошлись. Они встретились случайно через 50 лет. Они с радостью
заговорили друг с другом и с ужасом узнали, что и тогда, и теперь оба
любили и любят друг друга. Девочка объяснила свой выбор мужа тем, что
увидела, как мой сосед стал дружить с ее подругой, а потому она
вынуждена была выбрать другого.
Мораль: мы иногда совершаем ошибки, потому что не имеем определенного опыта.
Комментарий: конечно, не только
раздельное обучение обусловило эту ситуацию. Однако оно ей чрезвычайно
способствовало. Но есть и другие аргументы, которые говорят за то, что
во всем мире в общеобразовательных школах вместе обучаются и девочки, и
мальчики. Сейчас родители на консультациях у психолога довольно часто
задают вопрос о том, отдать ребенка в обычную школу или во вновь
возникшую раздельную.
Первый аргумент сторонников раздельного
обучения состоит в том, что девочки во многих аспектах развиваются
быстрее мальчиков. Ответом на это общеизвестное положение будут данные,
что это различие связано не с академическим, а с социальным интеллектом.
Академический интеллект у ребенка предопределяет готовность осваивать
школьную программу. Он зависит не столько от пола, сколько от конкретных
индивидуальных особенностей ребенка. Есть дети, и мальчики и девочки, у
которых он развивается несколько медленнее, и есть такие, у которых он
опережает школьную программу.
При этом есть и полоспецифические
особенности академического интеллекта. Девочки быстрее и лучше осваивают
речь и, соответственно, литературу и русский язык, но многие из них не
могут понять математику (особенно такие ее разделы, как геометрия и
тригонометрия), которая легко дается большинству мальчишек. Однако такое
различие проявляется не в первом классе, а уже в средней школе. При
этом нет данных, что мальчики в определенном возрасте хуже успевают по
всем предметам, чем девочки. Возьмите любой школьный журнал. В первом
классе число отличников-мальчиков ничуть не меньше, чем девочек. Да и
среди медалистов, окончивших школу, девочек лишь не намного больше. Но
совершенно закономерно, что при переходе из начальной школы в среднюю
резко меняется соотношение успевающих мальчиков и девочек: среди
отличниц преимущественно девочки, а среди двоечников – мальчишки.
В этом и проявляется социальный
интеллект, который предрешает умение приспосабливаться в различных
ситуациях, общаться с людьми, понимать свои и чужие эмоции. Это девочки,
безусловно, осваивают раньше мальчиков. Но социальный интеллект лишь
косвенно влияет на результаты учебы. Мальчики менее усидчивы и менее
ответственны, чем девочки, в детстве и в пубертатном периоде. Но если
родители внимательно отслеживают проблемы в учебе, то они вовремя
отмечают недостатки в знаниях и помогают ребенку учиться. Если же
родители считают, что учеба – это проблема ребенка и школы, то им не
избежать собственных проблем тогда, когда заканчивается начальная школа,
в которой учитель опекал каждого ребенка, и начинается средняя школа,
где ребенок в большей мере отвечает за свои знания.
Другая причина, которая заложена в идею
раздельного обучения, – нравственность детей. Согласно этой позиции,
если дети будут находиться в разных классах, а еще лучше – школах, то
вероятность беременности у школьниц резко снизится. Однако на это
предположение есть масса возражений. Во-первых, подростки занимаются
этим не на уроках и даже не в школе. Более того, чаще всего школьницы
беременеют не от одноклассников, которые в сексуальном плане развиваются
медленнее, чем девочки. Нужно иметь в виду, что при раздельном
обучении, когда мальчики и девочки не будут иметь ежедневного общения,
их любопытство друг к другу будет подогреваться и только увеличит
вероятность встречи с представителем другого пола вне школы.
Нравственность вообще не может быть
проблемой современной школы. Выбор демократического пути развития
предполагает, что каждая семья самостоятельно решает проблемы
вероисповедания и выбора нравственного ориентира. Более того, если
учитель-христианин будет направлять в нравственном плане девочку из
мусульманской или атеистической семьи, то родители могут иметь все
основания для возмущения. Поведение ребенка вне школы – всецело
ответственность его родителей. Но тогда первоначально выдвинутая причина
утрачивает свое значение.
Школа несет ответственность за качество
обучения. Формирование личности ребенка тяжелым грузом лежит на семье,
которая часто оказывается к этому не готовой и возлагает ответственность
за свою несостоятельность на школу.
Часто можно услышать, что, сталкиваясь в
классе с одноклассниками психологически младше себя, вырастая, девочки
будут управлять своими мужьями, а это негативно скажется на семейных
отношениях. Девочки и мальчики выбирают себе пару, ориентируясь не на
одноклассников, а на своих родителей противоположного пола. И строить
семейные отношения они будут по типу тех, которые каждый день наблюдают в
семье. Школа и семья требуют от ребенка разных параметров поведения. В
семье демонстрируется и тренируется способ отношения с близкими людьми,
умение договариваться и решать конфликты между родственниками. В школе
обучают трудиться и договариваться с коллегами, что потом пригодится на
работе. Если взглянуть с этой точки зрения, то трудно представить, что
учившемуся в однополом коллективе будет легко работать с людьми разного
пола, когда он выйдет за порог школы.
Школа может быть лишь полем для выбора
пары. Но чтобы дети учились в ней, а не подбирали пары, школа должна
выполнять свое прямое назначение – учить. А «поле» для выбора может быть
как во дворе своей, так и во дворе чужой школы.
Но у раздельного обучения есть и
недостатки. У мальчиков и у девочек есть свои способы конкуренции в
коллективе. Когда в классе и те и другие дети, недостатки каждого типа
конкуренции снижаются. Когда же образуется коллектив из представителей
одного пола, то, напротив, свойственные полу конкурентные качества
усиливаются. Это означает, что всем детям становится некомфортно – и
тем, кто встает на самую высокую ступень иерархии коллектива, и тем, кто
оказывается на ее низкой ступени. Фильмов про чисто женские и чисто
мужские коллективы достаточно, и в них описываются все проблемы такого
рода. Да и сами родители могут по смотреть на женские и мужские
производственные коллективы. Они, безусловно, значительно выше по уровню
агрессивности, чем смешанные. Существует множество воспоминаний людей
XIX и XVIII вв., которые воспитывались отдельно в женских и мужских
воспитательных учреждениях. Всюду выстраивалась иерархия, всюду были те,
кто унижал других, были обиженные и те, кто обижает. Чем более закрыт
коллектив, тем жестче эти рамки. Смешанные коллективы никогда не бывают
закрытыми. Общество всегда присматривается к ним с большим вниманием,
что и ведет к снижению иерархичности и однотипной конкурентности.
Вообще попытки уберечь от чего-то часто
приводит к любопытству и чрезмерному стремлению к тому, что в силу тех
или иных запретов непозволительно. Детям, напротив, необходимо обучение
общению между представителями разного пола. Ведь в семье никогда не
отделяют мальчиков от девочек, они всегда живут вместе. Однако это не
ведет к формированию безнравственности, а, напротив, при умелом
руководстве родителей формирует морально-этические нормы.
Более того, единство родителей и школы –
необходимое условие для того, чтобы ребенок и научился учиться, и был
нравственным. Если же родители считают, что «школа должна», и школа
полагает, «что родители обязаны», никакие решения не смогут привести к
успеху.
Диапазон применения байки: индивидуальная и групповая работа с родителем или воспитателем. |