Кто не слышал специфических сказок,
которые шепотом рассказывают друг другу дети? Они как две капли воды
похожи одна на другую: всюду есть запрет и нарушение его детьми, за
которые потом расплачивается вся семья.
Например, типичная страшилка. «Мама
велела детям купить мыло. Однако "земляничное” просила не покупать. Дети
пришли в магазин, вспомнили про "земляничное” мыло и купили его. А
вечером шторы на окнах превратились в страшные зеленые руки (даже
сейчас, через много лет, когда я пишу эти строки, на моих руках
появляются мурашки). Они окутали каждого члена семьи и задушили всех».
Рассказывается это, с позволения
сказать, литературное произведение обычно перед сном, в детской
компании. У слушателей волосы встают дыбом. И молчание долго не
нарушается, поскольку каждый из детей легко представляет себя в такой
роли.
Мораль: детский фольклор взывает
к взрослым. Он несет определенную информацию, которая может быть
полезной для понимания детского восприятия.
Комментарий: особенностью
детского восприятия является то, что дети не слышат частицу «не». В
данном случае они запоминают что-то про «земляничное» мыло. А потому и
покупают его. Но в реальности бывают более трагичные ситуации: родители
говорят, что дорогу нельзя переходить в неположенном месте. Ребенку
приходится долго перебирать неположенные места, и очень хорошо, если при
этом переборе ничего не случится. Родитель в общении с ребенком должен
произносить инструкцию в положительном ключе: «Переходи дорогу по
пешеходному переходу». Инструкция четкая и недвусмысленная.
Весьма часто дети попадают в сложные
ситуации именно по причине полученной ими неадекватной инструкции.
Каждый раз, когда родитель говорит ребенку: «Не делай то-то», – он
сообщает о том, что не хочет, чтобы ребенок что-то совершал, но ничего
не упоминает о том, что нужно и как правильно делать. Поэтому лучше
сразу говорить, что ожидается от ребенка. Например, вместо: «Не
разговаривай в школе» лучше сказать: «Выслушай внимательно, что говорит
учительница, а потом перескажешь. Мне будет очень интересно». Вместо:
«Не дерись с Васей» лучше сказать: «Попробуй поиграть с Васей с твоей
новой машинкой». Стоит прислушаться к тому, что мы говорим, чтобы
понять, почему ребенок так упорен в своем поведении.
Диапазон применения байки: индивидуальная
беседа с родителем или воспитателем по поводу неадекватного поведения
ребенка, обучение родителя эффективному разговору с ним. |