Мама говорит ребенку, что нельзя есть
конфету перед обедом и нельзя перебегать дорогу перед близко идущим
транспортом. Ребенок попробовал конфету – очень вкусно. Значит, можно
перебежать и перед близко идущим транспортом. Что-то подобное делает
огромное число подростков, которые играют в реанимацию, перекрывают друг
другу кислород или поджигают друг друга, а потом прыгают в воду, чтобы
потушить огонь, или закапывают друг друга, или бьются головой об стенку,
прыгают с крыши на крышу на улицах больших городов. А став уже
взрослыми, отправляются в малодоступные места, предварительно точно не
узнав величину грозящей им опасности. Да мало ли что еще?
Мораль: взрослый несет ответственность за то, умеет ли ребенок различать ситуации, грозящие гибелью, от менее опасных ситуаций.
Комментарий: чтобы научить
ребенка различать степень опасности, родители должны разработать систему
слов, связанных с опасностью разной выраженности. Слово «нельзя» может
описывать, например, ограниченное число ситуаций, желательно не более
десяти, попадание в которые реально грозит ребенку смертью. К ним может
относиться приближение к открытому огню, к мчащемуся автотраспорту, к
открытому окну и т. д. Ко всем остальным ситуациям мать придумывает
другие слова: не стоит, я не позволяю, ты не должен и т. д. «Я не хочу,
чтобы ты ел конфеты перед обедом, так как это испортит твои зубы»; «Я не
позволяю тебе сидеть за компьютером больше часа, так как это вредит
твоему здоровью».
Диапазон применения байки: беседа с воспитателями, учителями начальных классов, индивидуальные консультации родителей, имеющих детей разного возраста. |