Однажды к Учителю дзен пришел один из
учеников и спросил его, что нужно сделать, чтобы стать лучше самого
лучшего ученика. Учитель нарисовал посохом на песке две линии и спросил у
этого ученика, что нужно сделать, чтобы одна из них стала длиннее
другой. Ученик стал укорачивать одну из линий, делить ее на части и
разными другими способами уменьшать ее. Учитель невозмутимо посмотрел на
эти действия, а затем рядом с оставшейся линией провел более длинную.
Мораль: чтобы превзойти кого-то,
не следует делать что-то, что сделает хуже этого человека. Усилия
следует направлять на себя, чтобы стать лучше за счет своих достоинств, а
не слабостей другого.
Комментарий: в процессе обучения
лучше не сравнивать ребенка с другими детьми. Эффективным сравнением
может быть сравнение его сегодняшнего с ним же, но вчерашним.
Диапазон применения байки: групповая
работа с подростками, групповая и индивидуальная работа с родителями,
воспитателями детского сада, учителями начальной школы. |