К. Юнг в своих воспоминаниях
описывает, как однажды в детстве он выходил из школы и его сбил с ног
один из одноклассников. У него был небольшой обморок, который потом стал
регулярно повторяться каждый раз, когда маленький Юнг собирался в школу
или садился за учебники. Родители забрали его из гимназии и попытались
лечить. Это время было замечательным, поскольку мальчик занимался тем,
чем ему нравилось, – гулял, играл. Но однажды он подслушал разговор отца
с приятелем. Тот спросил о здоровье сына. На это отец ответил, что не
знает, что делать, так как все сбережения уже отдал докторам, а теперь
не представляет себе, что будет с сыном, если он не сможет заработать
себе на жизнь.
Впервые в жизни мальчик осознал, что
его будущее зависит от него самого и определяется его возможностью
работать. Он пошел в свою комнату и раскрыл учебник латинской
грамматики. Через десять минут у него возник припадок. Мальчик преодолел
его и заставил себя работать. Припадки повторились дважды, а затем
прекратились навсегда. У него больше никогда не возникало
головокружений. Он понял, что такое невроз, и осознал, что причиной
болезни был он сам, когда связывал школу с определенным своим
состоянием.
Мораль: весьма часто ребенок
неосознанно вызывает соматические изменения, если его не устраивает
некоторая ситуация. При чем эти соматические изменения воспроизводятся
каждый раз, когда он вновь оказывается в неприятной для него ситуации.
Комментарий: особенность мозга
ребенка такова, что эмоциональное состояние может существенно влиять на
его здоровье. Именно поэтому дети болеют по понедельникам, в начале
сентября, в первые дни после каникул. Можно долго лечить их, а можно
обратить внимание на подобную взаимосвязь и поговорить с ребенком об
этом.
Например, у ребенка каждый раз в начале
сентября по понедельникам возникал рвотный рефлекс. Родители сменили
школу. Но первого сентября рефлекс вновь возник уже в новой школе. Тогда
мама напомнила мальчику, что летом все было хорошо. А потом предложила
сначала сходить в школу, а потом решить, будет рвотный рефлекс или нет.
Рвотный рефлекс прекратился.
Диапазон применения байки: групповая и индивидуальная работа с подростками, с родителями, воспитателями и учителями. |