Эта притча описана в 25-й главе
Евангелия от Матфея [6, стихи 15– 30]. В те времена, о которых идет
речь, талантом называлась рим ская серебряная монета. Это слово имеет
греческое происхождение: им обозначалась монета большого достоинства.
«…Человек, который, отправляясь в
другую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое. И одному
дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе;
и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело
и приобрел другие пять талантов; точно так получивший два таланта
приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в
землю и скрыл серебро господина своего.
По долгом времени, приходит господин
рабов тех и требует у них отчета. И подошед получивший пять талантов
принес другие пять талантов и говорит: "Господин! пять талантов ты дал
мне; вот другие пять талантов я приобрел на них”.
Господин его сказал ему: "Хорошо,
добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю;
войди в радость господина твоего”. И подошел также и получивший два
таланта и сказал: "Господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два
таланта я приобрел на них”. Господин его сказал ему: "Хорошо, добрый и
верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в
радость господина твоего”.
Подошел и получивший один талант и
сказал: "Господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не
сеял, и собираешь, где не рассыпал; И убоявшись пошел и скрыл талант
твой в земле; вот тебе твое”. Господин его сказал ему в ответ: "Лукавый
раб и ленивый! Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не
рассыпал; посему надлежало тебе отнести серебро мое торгующим, и я
пришед получил бы мое с прибылью; Итак возьмите у него талант и дайте
имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и умножится, и у
не имеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во
тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов”».
Мораль: любой талант требует развития и постоянного вложения труда.
Комментарий: я специально
привела притчу полностью, поскольку в ней, кроме общепринятой линии,
есть еще две, весьма любопытные и полезные для объяснения.
Несмотря на то что слово «талант»
изменило свое значение, смысл фраза сохранила. Мало иметь талант. Он
требует заботы, развития и большого труда. Только в этом случае можно
что-то ожидать. В рамках детской психологии эта фраза может иметь и
такое значение – чтобы ребенок стал взрослым, способным эффективно
реализовать себя, в него нужно вложить много сил.
Две дополнительные смысловые линии, о
которых почему-то не упоминается в связи с этой притчей, следующие.
Последний раб обратился к хозяину с оценкой его личности. В ответ и сам
получил оценочное суждение. Это полезная иллюстрация неэффективного
взаимодействия: оценочное суждение болезненно задевает человека и всегда
ошибочно, так как неполно описывает личность. Стоит учить детей,
обращаясь к другим, не пользоваться выражениями: «Ты – такой-то
(такая-то)».
Последняя смысловая линия связана с
фразой хозяина, который спокойно говорит, что приумножится у того, кто
имеет, а у того, кто не имеет, только отнимется. Это реальность жизни,
хотя политики постоянно говорят об ином.
Диапазон применения байки: групповой
тренинг с подростками, направленный на обсуждение всех трех смысловых
линий, входящих в притчу. Индивидуальное консультирование родителей по
поводу одаренности ребенка. |