Однажды летом я отдыхала на берегу
водохранилища. Примерно в десяти метрах от берега были выставлены буйки,
так что тем, кто любил плавать, разгуляться было негде. Поэтому многие
просто заплывали дальше буйков. Раньше там не было службы спасения,
поэтому никто и не контролировал любителей дальних заплывов. В тот год
служба впервые появилась. Мы по привычке поплыли за буйки, но тут к нам
подплыла лодка спасателей, и молодой человек, сидевший в ней, произнес
замечательную фразу: «Вы как будто меня проверяете!»
Но ни я, ни мои спутники вообще не
имели в виду этого молодого человека, когда направлялись за буйки. Нам
просто хотелось поплавать. Однако этот молодой человек воспринимал наши
действия как направленные специально против него.
Мораль: мы иногда объясняем поступки других как обусловленные нашими действиями, тогда как их поведение вообще от нас не зависит.
Комментарий: часто мы смотрим на
вещи таким образом, как будто сами являемся центром мира и люди
ориентируются в своих поступках на наше поведение. Это детское ощущение,
поскольку только ребенок не знает о том, что каждый человек имеет свою
позицию, свой взгляд на мир. Задача родителей состоит в том, чтобы
постепенно обучать ребенка тому, что его точка зрения не является
единственной. Ребенок готов к этому уже в возрасте пяти лет. Рассказывая
ему о своих чувствах и представлениях, взрослые готовят его к осознанию
разнообразия точек зрения разных людей. Однако некоторые люди до
взрослого состояния сохраняют уверенность в том, что мир вертится вокруг
них.
Диапазон применения байки: тренинг
личностного роста у подростков, консультирование родителей проблемных
детей относительно необходимости осознания подростками разнообразных
точек зрения на явления внешнего мира. |