В жизни известнейшего экзистенциалиста
и писателя Жана-Поля Сартра имеел место такой факт. В детстве он
заболел обычной простудой, но возникло осложнение, которое привело к
лейкоме правого глаза: глаз практически перестал видеть, и возникло
выраженное косоглазие. В школе он был одним из самых плохих учеников и
играл одновременно роль гения и изгоя. Мальчику очень хотелось заслужить
любовь сверстников. Он стал красть деньги у матери и покупать на них
пирожные для одноклассников. С тех пор у него возникало одновременное
ощущение липкой сладости и тошноты. Это сочетание сам себе уже взрослым
он объяснял тем, что сладость связывалась с чувством вины. Однако скоро
все выяснилось, и он стал подвергаться насмешкам одноклассников, которые
сначала с удовольствием ели пирожные за его счет, а потом с не меньшим
удовольствием издевались над ним, а не сочувствовали. Ему пришлось
уехать к деду в Париж, где он поступил в престижный колледж и где никто
не знал о данном происшествии.
Мораль: ребенок часто желает
заслужить любовь одноклассников и не всегда использует для этого
адекватные методы. Но эта ошибка не станет фатальной, если взрослые
найдут верное решение.
Комментарий: эта быль требует
двух комментариев: как не доводить ситуацию до столь тяжелых последствий
и как вести себя, когда ребенок уже совершил подобный проступок.
Желание быть любимым возникает не
только в подростковом возрасте, но и гораздо раньше. Потребность в любви
и сильная зависимость от симпатии сверстников обусловлены заниженной
самооценкой ребенка, как, например, в данном случае, когда болезнь
вызвала физическое уродство. Уже в дошкольном возрасте можно определить,
как ребенок завоевывает любовь товарищей, насколько легко ему с ними
общаться. Если родитель в это время научит малыша знакомиться с другими
детьми и общаться, не прибегая к кошельку родителей, то позднее у
ребенка не будет проблем. Чем меньше ребенок и чем раньше родитель видит
проблему, тем легче она решается.
Если же родитель столкнулся с фактом
кражи и понял, что деньги шли на «покупку» друзей, то нельзя применять
привычное наказание. Ребенок уже наказан своими сверстниками, которые
его легко предадут, а выдержать это переживание ребенок сможет только
при поддержке близких. Следует поговорить с ним (хотя это нужно было
сделать раньше, тогда инцидент бы не возник) о том, как родитель
зарабатывает деньги. Затем о том, что купленная дружба исчезает вместе с
истощением кошелька, и, наконец, взрослому нужно предложить собственную
дружбу.
Диапазон применения байки: обсуждение
на тренинге личностного роста с подростками того, что ошибки могут быть
серьезными, но не фатальными, разговор о необходимости поддержки
оступившегося подростка; консультирование родителей проблемных
подростков. |