Сальвадор Дали вспоминает: «В
родительском доме я установил абсолютную монархию. Все готовы были мне
служить. Родители боготворили меня» (это подтверждение высказывания,
предлагаемого в предыдущей байке). Однако отец Дали считал, что его сын
должен учиться в обычной гимназии. Оказалось, что ребенок, который в
родном доме был практически божеством, не мог завязывать туфли, хотя все
дети в классе, живущие совсем в других условиях, могли это делать.
Существовало множество таких мелких вещей, которые были недоступны сыну
аристократа. Это привело к формированию у ребенка выраженной
застенчивости. Как и полагается, эта застенчивость сочеталась с
нестерпимым желанием внимания со стороны окружающих. И однажды мальчик
нашел способ привлечь внимание всех.
Он учился в колледже, в котором был
внутренний дворик, куда вела из классных комнат крутая лестница. Ему
пришла в голову мысль броситься вниз с этой лестницы. Он долго лелеял
мысль, но как-то раз все же решился осуществить свое намерение: когда
одноклассники и преподаватели спускались по лестнице, он разбежался и
прыгнул в разверстую бездну. Он «сильно ушибся, но испытал неописуемое
острое наслаждение, заглушившее боль... Этот поступок произвел
впечатление – рыдать надо мной сбежались все мои однокашники и даже
старшие ученики». Тогда он решил повторить этот номер, когда абсолютно
все вышли во двор. «Успех и на этот раз превзошел все ожидания,
наверное, оттого, что перед прыжком я возопил что было сил и тем привлек
всеобщее внимание. Наслаждение снова оказалось таким острым, что я не
почувствовал боли, и не преминул продолжать в том же духе – примерно раз
в неделю я кидался с лестницы… Никогда не забуду тот дождливый
октябрьский вечер. Я не спеша двинулся по лестнице. Из дворика веяло
влажным ароматом – цвели розы. На небе горел закат, высвечивая в облаках
то леопарда перед прыжком, то каравеллу, то Наполеона в треуголке.
Столпившиеся во дворике враз подняли головы и замерли: священная тишина
поглотила все шорохи и крики. Высоко подняв голову, осененную ореолом, я
двинулся вниз. Я шел медленно, ступая со ступеньки на ступеньку и
упиваясь восторгом, – ни за что на свете, ни с кем, даже с Господом
Богом, я не поменялся бы тогда местами».
Мораль: очень часто за застенчивостью скрывается страстное желание славы и всеобщего внимания.
Комментарий: воспитание ребенка
требует особого внимания к застенчивости. Она вырабатывается обычно
тогда, когда ребенок не научен или не способен делать то, что делают
другие дети, поскольку родители делают эти вещи за него или он имеет тот
или иной физический недостаток. Тогда неумение что-то делать приводит к
неэффективному способу привлечения внимания к своей особе (краже, как
это делал Сартр, или к паданию вниз головой, как это делал Дали).
Диапазон применения байки: групповая
работа с подростками, консультирование родителей проблемных детей о
необходимости вовремя приобщать детей к типичным навыкам, которыми они
овладевают по мере взросления. |