На приеме у психолога мать сообщает в
подробностях о болезни младшего ребенка и всех неприятностях, которые
семья переживала в связи с этим. На вопрос о втором, старшем ребенке она
беспечно отвечает: «О, он у меня беспроблемный». Эти слова должны
насторожить психолога, поскольку формироваться беспроблемно личность не
может.
Мораль: развитие личности ребенка всегда проходит через кризисы, которые должны доставлять проблемы его родителям.
Комментарий: формирование
личности – это осознание собственных желаний и нежеланий. В такие
переломные моменты, которые часто называются кризисами того или иного
возраста, человек пробует свои возможности и проверяет реакции близких
на свои действия. Если ребенок не обнаруживает подобных действий, то это
свидетельствует о подавлении его личностного роста. Часто это
происходит тогда, когда в семье рождается более слабый или болезненный
ребенок. Мать не может равноценно распределить свои силы между детьми,
причем на старшего ребенка возлагается дополнительная ответственность за
судьбу больного ребенка («Ты же старшая, должна понимать, что малышу
нужна тишина» и т. д. – множество однотипных высказываний, подавляющих
активность старшего ребенка ради здоровья младшего). В этой ситуации
становление личности старшего происходит болезненно, то есть без
естественной проверки внутренних гипотез ребенка относительно
представлений о себе. Поскольку гипотезы не проверяются на родителях,
они могут быть крайне субъективны и не соответствовать ни требованиям
общества, ни требованиям семьи. Такие гипотезы представлены
высказываниями: «Я – …». В нормальных условиях ребенок проверяет их на
своих близких, ведя себя соответствующим образом, и отбрасывает одни,
сохраняя другие, в зависимости от того, как реагируют на его действие
окружающие.
В семье, в которой есть больной
ребенок, здоровый ребенок пока лишь накапливает гипотезы без возможности
проверить. И как только исчезнут проблемы у больного ребенка, этот
старший обязательно обнаружит свои, которые могут проявляться в том, что
подросток попадет в неблагополучную компанию или начнет совершать
противоправные поступки. Мы уже затрагивали проблему, связанную с
потребностью заслужить любовь сверстников. В данном случае такая
потребность будет обусловлена недостаточным вниманием со стороны
родителей.
Диапазон применения байки: усиление внимания родителей, обратившихся по поводу проблемного ребенка, к ребенку, который пока не вызывает вопросов. |