Это высказывание К. Юнга.
Мораль: в развитии ребенка
должен быть сначала непосредственный опыт, а потом знание. Когда ребенку
сначала рассказывают, что представляет собой явление или вещь, а потом
предлагают их испытать, он может почувствовать только то, что ему
рассказали, и так и не сможет ощутить их сполна.
Комментарий: собственное
ощущение и активность ребенка являются основой его уникального
восприятия жизни и формирования собственной картины мира. Если ребенок
сначала получает знания извне, а потом проверяет на собственном опыте,
то он перестает формировать свой взгляд на жизнь. Например, когда
ребенка до школы учат рассказывать по картинке о том, что там
нарисовано, то через какое-то время он начинает видеть на картинках то,
что видит обучающий взрослый, а не то, что он мог бы увидеть сам.
Взрослый уже лишен ощущений, поскольку каждое из них мгновенно
дополняется его знаниями о мире. Именно поэтому он видит, как
пересекаются рельсы железной дороги, но говорит себе, что они
параллельны. Ребенок доверяет себе и своим ощущениям. Он верит, что
рельсы пересекаются, а когда он вырастет, то достанет до неба. Но он
пойдет в школу, и эта иллюзия всемогущества развеется. Всякое познание
меняет восприятие, как бы встраивая его в рамки картины мира, созданной
поколениями людей задолго до рождения ребенка. С этой точки зрения
чрезмерная интеллектуализация начальной школы (а у нас даже и детского
сада) вредна для формирования непосредственной картины мира ребенка.
Диапазон применения байки: беседы с воспитателями детского сада и учителями начальной школы, консультации родителей дошкольников. |