В фильме Андрея Тарковского, снятого
по одноименному роману Аркадия и Бориса Стругацких, основная идея
заключается в том, что два человека с проводником – сталкером –
направляются в специальную комнату, расположенную в особой зоне, которая
возникла из-за необдуманной деятельности человечества. В этой зоне жить
нельзя, там все меняется ежедневно. Но самое удивительное, в ней есть
комната, где исполняются желания человека. Два человека имеют желания,
но по ходу движения к комнате они узнают от сталкера, что в этой комнате
исполняются не осознанные желания, а те, которые находятся в
бессознательном человека, те, которые движут его поступками. И эти люди
отказываются войти в комнату, так как понимают, что их неосознанные
желания, как и у многих других, кто уже был в комнате, могут во многом
отличаться от осознанных. Если осознанные желания выглядят благородными и
красивыми, то неосознанные вполне могут быть противоположными.
Мораль: мы не всегда знаем мотивы наших поступков.
Комментарий: мотивы наших
поступков находятся в бессознательном. Наше бессознательное недоступно
нам по определению (бес-сознательное). Но его содержание может быть
открыто другим людям, которые сопоставляют наши поступки и делают свои
заключения. Точно так же мы можем достаточно точно судить о других, хотя
о себе не можем знать многого. На осознанном уровне мы знаем только
объяснение, которое сами и даем своим поступкам. Мы можем полагать, что
делаем нечто для блага наших детей. Однако со стороны человек может
сделать вывод, что мы эгоистично пытаемся прожить жизнь за наших детей,
полностью подчинив их волю нашей. Нам кажется, что мы учим наших детей
благородству, а со стороны это может выглядеть как желание
эксплуатировать их.
Диапазон применения байки: она
полезна при работе с молодыми бабушками и дедушками, для которых этот
фильм некогда был знаковым. Но ее можно использовать и при групповой
работе с подростками для расширения их представления о самих себе, если
предварительно просмотреть с ними фильм. |