Психолог сообщает родителю: «Ваш ребенок – леворукий». – «Что вы, он у меня нормальный», – отвечает родитель.
Мораль: леворукость – такое же качество, как и праворукость. Они не сравниваются по принципу «хорошо – плохо».
Комментарий: до сих пор
существует множество источников, где говорится о леворукости как о
патологии. Это очень старые и в настоящий момент опровергнутые
представления. Новые данные свидетельствуют о том, что есть две причины
леворукости: наследственная и патологическая. Наследственная леворукость
возникает у ребенка, в семье которого есть леворукие родственники.
Патологическая леворукость может быть следствием внутриутробной травмы
или травмы при рождении. Генетически обусловленная леворукость не
является болезнью и не связана с патологическими проявлениями. Более
того, многочисленные исследования не доказали связи леворукости с
какими-то психологическими особенностями человека. Известно, что Павлов
был леворуким. Но другой великий русский физиолог – Бехтерев – был
праворуким. Наполеон был леворуким и при этом был, безусловно,
выдающимся полководцем, но его победил праворукий Кутузов. Единственным
различием в развитии леворуких и праворуких детей является различная
скорость созревания тех или иных структур мозга. Некоторые структуры
мозга леворуких детей созревают медленнее, но с возрастом эти различия
между детьми исчезают. Стоит предложить родителям леворуких детей
вспомнить, как они справлялись в детстве со своими проблемами, и помочь
детям, передав им этот опыт. Психолог должен настаивать на запрете на
переучивание ребенка, поскольку в 80 % случаев это влечет формирование
невротических реакций (ночные страхи, энурез, заикание и т. д.).
Диапазон применения байки: беседы с воспитателями, учителями начальных классов, родителями леворуких детей. |