Мама (папа) рассказывает сыну (дочке)
русскую народную сказку о том, как Маша пришла к медведям, сломала стул,
съела еду, испортила постель и убежала. Родитель всем своим рассказом,
голосом, мимикой и жестами подтверждает: девочка – хорошая, а медведи –
плохие. Но почему-то в другом контексте, когда он (она) узнает, что
некто приходил к ним на дачу и поступил примерно так же, как и Маша по
отношению к медведям, то удивляется. Родитель возмущается тому, как
современные люди плохо относятся к чужому добру. Почему-то родитель не
связывает свое воздействие (и воздействие многих других матерей и отцов
на детей во время прочтения сказки) с результатом, который
разворачивается не в сказочной плоскости, а в реальной жизни.
Мораль: родитель должен соотносить свои действия с тем, какое влияние они окажут на ребенка.
Комментарий: многие родители
полагают, что чтение сказок отражается лишь на способности ребенка
понимать написанное слово. Но мы уже говорили о том, что в русской
традиции (как и во многих других культурах) именно печатное слово носит
символический характер, а значит, прочитанное в детстве может
воспроизводиться во взрослом поведении. Если родитель спокойно
пропускает тот факт, что Маша пренебрегает представлением о частной
собственности и весьма легко относится к чужому добру, то ребенок,
вырастая, будет помнить, что к чужим вещам можно относиться легко, что
бы родитель ни говорил потом о частной собственности. Закончив чтение
сказки, родитель может обсудить ее с ребенком. Например, он может
сказать, что, возможно, Маше стоит вернуться к медведям, извиниться и
попытаться возместить ущерб.
Эта сказка создавалась подневольным
русским крестьянином, у которого было своеобразное отношение к чужому
добру. Сейчас есть много современных авторских сказок, направленных на
формирование у ребенка демократических ценностей.
Диапазон применения байки: беседа
с родителем или воспитателем об отношении ребенка к чужим вещам, о
влиянии на него печатного слова, о подборе книг для чтения. |