Вторник, 23.04.2024, 18:12
   МИШУТКИНА    ШКОЛА
Воспитываем и обучаем детей от одного года до десяти лет

Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость
МИШУТКИНА ШКОЛА

ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ
ПОЗНАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИШУТКОЙ

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ

УМЕЛЫЕ РУЧКИ
РОДИТЕЛЯМ
Категории раздела
БАЙКИ ДЕТСКОГО ПСИХОЛОГА [113]
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О ДЕТСКИХ ПРИВИВКАХ [110]
ГИМНАСТИКА И МАССАЖ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ [14]
КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ИЗБАВИТЬСЯ ОТ СТРАХОВ [13]
РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ. ПЕРВЫЙ ГОД ЖИЗНИ РЕБЕНКА [16]
МАМИН МАССАЖ С ПОТЕШКАМИ [42]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Статьи » ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ » ГИМНАСТИКА И МАССАЖ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ

Как делать гимнастику и массаж?

Прежде чем начать занятия с малышом, попробуйте все приемы массажа на себе, запомните свои ощущения и силу, которую вы затратите на это.

Главное правило: никакой боли! Только приятные ощущения! В дальнейшем ребенок будет радоваться каждый раз, когда вы только будете готовиться к этой процедуре.

Выделяют следующие приемы массажа.

Поглаживание (рис. 5). Это воздействие на нервные окончания поверхностного слоя кожи. Поглаживающий массаж расслабляет, поэтому движения должны быть очень нежные.

Этот прием производится обычно ладонной поверхностью кисти.

Кончиками пальцев и ладонью нежно проведите по своей левой руке от кисти к плечу. Запомните это ощущение. То же самое вы будете делать своему малышу.

Поглаживание действует на уровне самых поверхностных слоев кожи, расслабляет мышцы и усиливает тормозные процессы в коре головного мозга.

В первые 3 месяца жизни малыша, а также у детей с пониженным питанием или повышенной возбудимостью применяется только поглаживающий массаж.

Растирание (рис. 6). Это более интенсивное и глубокое поглаживание. Оно тоже способствует расслаблению мышц и снижению возбудимости нервной системы. Растирание может производиться одним, двумя или тремя пальцами и ладонной поверхностью кисти круговыми движениями по ходу часовой стрелки от кисти к плечу (от периферии к центру). Движения должны быть энергичнее, чем при поглаживании, так как происходит воздействие на более глубокие слои кожи. Образно их можно сравнить с движениями электрического полотера, когда каждая щетка движется по кругу, а вместе они совершают еще и прямолинейное движение, когда мы перемещаем полотер по полу.

Рис. 5

Рис. 6

Разминание (рис. 7). Прием, аналогичный растиранию, но при его выполнении происходит еще более глубокое воздействие на организм (практически разминаем кожу и мышцы так, чтобы ощутить кость). Разминание производится тремя пальцами (указательным, средним и безымянным). При разминании производятся одновременно круговые и поступательные движения.

Рис. 7

Рис. 8

Похлопывание (рис. 8). Прием используется в основном при массаже спины. Похлопывание производится тыльной стороной полусогнутых пальцев (начиная с указательных и постепенно помогая остальными) от периферии к центру и наоборот. При этом должен работать лучезапястный сустав массирующего, а не локтевой. Если у малыша гипотрофия (пониженное питание), то похлопывание делать нельзя, так как надкостница недостаточно защищена мягкими тканями и ребенку будет неприятно.

Этот прием рекомендуется применять не раньше четырехмесячного возраста при условии хорошей упитанности ребенка, при этом похлопывают только те участки тела, где кости хорошо защищены мягкими тканями, обходя костные выступы и область почек.

Вибрация (рис. 9). Это быстрое, ритмичное сотрясение кожи и подкожной клетчатки ладонной поверхностью кисти или пальцами.

Рис. 9

У грудных детей вибрационный массаж грудной клетки, рефлекторно действуя на окончания межреберных нервов, вызывает углубленный вдох.

Похлопывание и вибрация усиливают возбудительные процессы в нервной системе и вызывают полезное сокращение мышц.

Вибрационный массаж грудной клетки. Этот вид массажа будет полезен не только как оздоровительный, но и в тех случаях, когда малыш нездоров (респираторные заболевания, кашель, насморк). На себе его попробовать нельзя, поэтому лучше потренируйтесь на кукле.

Во время вибрационного массажа ребенок лежит на спине ногами к вам. Обхватите его грудь так, чтобы большие пальцы легли спереди на уровне сосков, к наружной стороне от них (не надавливайте на грудь!), остальные пальцы должны находиться сзади на околопозвоночных линиях. Затем снизу вверх производите быстрые ритмичные движения (как бы играя на клавишном музыкальном инструменте). Если вы все делаете правильно, ребенок будет весело смеяться, если же ему что-то не нравится, значит, вы делаете массаж слишком энергично и он испытывает болевые ощущения.

Итак, вы ознакомились с приемами массажа, лежащими в основе всех комплексов упражнений, которые мы рекомендуем для занятий с детьми. Эти обобщенные наборы упражнений предназначены для детей разных возрастных групп. Напоминаем: возрастной комплекс можно выполнять только при наличии соответствующих предпосылок, то есть нужно быть абсолютно уверенным, что ребенок здоров и его нервно-мышечный аппарат созрел для выполнения этих упражнений. В противном случае набор упражнений должен быть индивидуальным.

Занятия с младенцем нужно проводить на столе, постелив вчетверо сложенное одеяло, клеенку и пеленку, или на пеленальном столике с поролоновым покрытием.

Дети первого полугодия жизни занимаются обнаженными (только следует помнить, что во время массажа ребенок может охладиться, поэтому у незакаленных детей обнаженной оставляют только ту часть, которую массируют).

Старшие дети могут оставаться в трусиках или в легких комбинезонах.

Комплекс упражнений для детей 1,5–3 месяцев

Комплекс № 1

1. Поглаживающий массаж ног.

2. Поглаживающий массаж рук.

3. Укладывание на живот.

4. Массаж спины.

5. Массаж живота.

6. Массаж стоп. Рефлекторные упражнения для стоп.

7. Рефлекторное разгибание позвоночника в положении на боку.

8. Укладывание на живот.

9. Рефлекторное ползание.

Почему именно эти упражнения вошли в комплекс и можно ли их делать вашему ребенку? Вы сами сумеете найти ответ, если проконтролируете состояние его нервно-мышечного аппарата.

Если ребенок здоров, то у него уже зажила пупочная ранка и нет никаких неприятностей с кожей (опрелости). Он спокойно реагирует на то, что вы держите его распеленутым 1–2 минуты (значит, можно уже делать массаж – малыш не переохладится). Ребенок улыбается в ответ на вашу улыбку, прислушивается к звучанию погремушки, сосредоточивает взгляд на неподвижном предмете. Лежа на животе он пытается поднять голову, а если вы прислоните свою ладонь к его пяткам – разгибает ноги, как бы пытаясь отползти. Этот рефлекс «врожденного ползания» мы будем использовать для упражнения разгибателей ног.

Поскольку тонус мышц (их готовность к сокращению) в этом возрасте повышен, массаж делаем только поглаживающий, а упражнения только рефлекторные. Никакого насилия!

Повышенный тонус мышц-сгибателей в возрасте до 3 месяцев – явление физиологическое. Большее беспокойство вызывают дети с пониженным тонусом.

Ошибочно думать, что массаж в этом возрасте – «панацея» от различных осложнений со стороны нервной системы в будущем. Нельзя успокаиваться после одного курса.

А теперь разберем подробно, как делать каждое упражнение.

Техника выполнения

Поглаживающий массаж ног (рис. 10). Исходное положение – ребенок лежит на спине, ногами к вам. Возьмите левую ногу ребенка в левую руку. Действовать будут указательный, большой и средний пальцы (безымянный и мизинец можно загнуть). Указательный палец разместите вдоль задней поверхности голени ребенка, а средний и большой – по боковым поверхностям стопы. Теперь ножка оказалась в своеобразном «замке», то есть хорошо фиксирована, а суставы свободны. Этот прием особенно пригодится вам в дальнейшем, когда ребенок подрастет и станет более подвижным (делать массаж и упражнения необходимо точно, так как мы воздействуем на определенные мышцы).

Рис. 10

Зафиксировать ногу (особенно у самых маленьких) можно и другим способом, дав малышу возможность «ухватиться» своей стопой за средний палец вашей руки (указательный при этом будет на тыльной стороне, а средний на подошве).

Итак, зафиксировав левой рукой левую ногу, начинайте осторожно поглаживать наружную и заднюю поверхности голени и бедра по направлению от стопы к бедру, обходя каждый раз коленную чашечку (чтобы избежать толчков в области коленного сустава). Затем сделайте массаж правой ноги: держите ногу ребенка правой рукой, а массируйте левой. Во время процедуры движения в вашем правом лучезапястном суставе идут против часовой стрелки, а в левом – по часовой. Прием поглаживания повторите 8—10 раз.

Поглаживающий массаж, пожалуй, самый сложный для освоения – нужно быть очень осторожным, чтобы не причинить ребенку болевых ощущений. Если малыш здоров и достаточно хорошо расслабляется во время ежедневного купания, общения с вами (ведь каждая его улыбка – это эмоциональное расслабление), можно было бы обойтись без этого вида массажа. Но опыт показывает, что он просто необходим современным детям, особенно тем, кто испытал различные сложности в период внутриутробного развития и рождения.

Возможно, именно поглаживающий массаж будет хорошим снотворным для вашего ребенка не только в грудном возрасте, но и в более старших возрастных периодах.

К. Д. Губерт рекомендовала этот вид массажа детям, страдающим невропатией. Для них характерно отсутствие сна днем, кратковременный и прерывистый сон ночью, когда при малейшем звуке ребенок просыпается. Он раздражителен и плаксив. Нарушение сна ведет к нарушению суточного режима жизни малыша, нервная система не отдыхает. К. Д. Губерт считала, что если с этими детьми непосредственно перед дневным сном заниматься такой гимнастикой, то после нее они быстро засыпают – и так глубоко, что перевыполняют норму дневного сна.

Поглаживающий массаж рук (рис. 11). Исходное положение – ребенок лежит на спине, ногами к вам. Вложите большой палец правой руки в правую руку ребенка (дайте ему ухватить ваш палец). Левой рукой осторожно поглаживайте руку ребенка от кисти к плечу, стараясь обойти локтевой сустав (движения такие же, как при массаже ног).

Укладывание на живот (рис. 12). Руки ребенка должны находиться под грудью, лицо слегка повернуто в сторону. При этом срабатывает защитный рефлекс – ребенок поднимает голову, заставляя работать мышцы спины.

Рис. 11

Рис. 12

Массаж спины. Исходное положение – ребенок лежит на животе, ногами к вам, руки под грудью. Поглаживайте спину сначала тыльной стороной обеих ладоней, продвигаясь от ягодиц к голове (рис. 13а), а затем – ладонями продвигаясь от головы к ягодицам (рис. 136).

Рис. 13

До 3 месяцев, когда ребенок еще неустойчиво сохраняет положение на животе, удобнее массировать спину одной рукой, другой придерживая ноги.

Массаж живота.

Поглаживание. Этот прием массажа знают почти все матери и пользуются им, когда малыш беспокоен.

Исходное положение – ребенок лежит на спине, ногами к вам. Правой рукой (ладонью) по ходу часовой стрелки поглаживайте живот ребенка, не надавливая на область печени (край печени располагается справа под ребрами) и не задевая половых органов у мальчиков (рис. 14а).

Рис. 14

Растирание косых и поперечных мышц. Ладони обеих рук подведите под поясницу ребенка, затем обе руки одновременно перемещайте по ходу наружных косых мышц живота (рис. 146), начиная с боков до соединения ладоней над пупком малыша.

Растирание прямых мышц живота (укрепление пупочного кольца). Обе ладони поместите на животе ребенка около пупка и ладонной поверхностью рук (одна рука движется вверх, до ключиц, другая – вниз до лобка ребенка) растирайте прямые мышцы (рис. 14в). Закончите массаж поглаживанием.

Массаж стоп.

Рефлекторные упражнения для стоп (рис. 15а). Исходное положение – ребенок лежит на спине, ногами к вам. Возьмите левой рукой левую ногу ребенка так, чтобы голень легла между большим и указательным пальцами. Большим пальцем правой руки круговыми движениями энергично растирайте стопу. Указательный и средний пальцы при этом лежат на наружной поверхности стопы. Ими похлопывайте тыльную сторону стопы.

Сгибание и разгибание стоп (рис. 156). Исходное положение – то же, что и при выполнении рефлекторных упражнений.

Возьмите ногу ребенка между большим и указательным пальцами левой руки. Кончиком указательного пальца правой руки нажимайте на ступню ребенка у основания пальцев. В ответ на это он будет сгибать стопу. Затем таким же коротким нажимом указательного пальца на пятку в области прикрепления ахиллова сухожилия стимулируйте разгибание стопы (такого же эффекта можно достигнуть похлопыванием по подошвенной поверхности указательным и средним пальцами от пятки по направлению к пальцам).

Можно вызвать круговые движения в голеностопном суставе, поглаживая кончиком указательного пальца круговой мышечный валик стопы в том и другом направлении. Все эти упражнения способствуют формированию хорошего свода стопы.

Рефлекторное разгибание позвоночника в положении на боку (рис. 16). Исходное положение – ребенок лежит на правом боку, ногами к вам. Придерживая левой рукой таз ребенка, правой (большим и указательным пальцами) осторожно ведите снизу вверх по околопозвоночным линиям. В ответ на это воздействие ребенок прогнет позвоночник вперед.

То же самое проделайте в положении ребенка на левом боку (только придерживайте правой, а ведите вдоль позвоночника левой рукой).

Рис. 16

После 6 месяцев, если ребенок сидит, это упражнение можно делать в положении сидя.

Запомните:

• если рефлекторная возбудимость у ребенка понижена, то упражнение не получится;

• эти упражнения не повторяются многократно, так как рефлексы угасают;

• ни в коем случае не пытайтесь раздражать кожу в области остистых отростков – это очень больно. Воздействовать следует только на около-позвоночные линии.

Укладывание на живот (см. выше).

Рефлекторное ползание. Очень часто, принеся ребенка из роддома, взрослые восхищаются: «Такой маленький, а уже ползает…». А потом вдруг все куда-то исчезает. Что же, разучился? Нет. Просто к 2–3 месяцам постепенно угасает рефлекс врожденного ползания. Но пока он существует, воспользуйтесь им для упражнения мышц, разгибающих ноги. Тем самым вы поможете ребенку лучше подготовиться к прямохождению.

Рефлекторные упражнения не только помогают укреплять мышцы, но и служат своеобразным диагностическим тестом: если не получается это упражнение, значит, у ребенка что-то не в порядке и нужно показать его врачу.

Итак, рефлекторное ползание.

Исходное положение – малыш лежит на животе, ногами к вам, бедра притянуты к животу, голени – к бедрам (обычная поза ребенка в возрасте до 2, 5–3 месяцев).

Осторожно, не прикасаясь к стопам, нужно подвести четыре пальца обеих рук под тыльную поверхность стоп ребенка, вслед за этим большими пальцами прикоснуться одновременно к обеим его стопам (рис. 17). В ответ на прикосновение ребенок энергично отталкивается, разгибая ноги в коленных и тазобедренных суставах, продвигаясь при этом вперед, если ваши руки плотно прижаты к столу. Если ваши руки не на столе, ползания не получится – ребенок будет просто отталкивать их, а сам останется на месте.

Рис. 17

Прикасаться к стопам следует только тогда, когда они зафиксированы, иначе ребенок может соскользнуть со стола. Этот же комплекс упражнений используется перед занятиями в бассейне. Раннее плавание, начиная с первого месяца жизни (2–3 недели), дает возможность малышу правильно развиваться. В трехмесячном возрасте плавательные рефлексы начинают исчезать и достичь положительных результатов труднее.

Комплекс упражнений для детей 3–4 месяцев

В этом возрасте ребенок уже тянется за игрушкой, пытается повернуться на бок, хорошо держит голову, лежа на животе (опираясь при этом на предплечья) и находясь в вертикальном положении на руках взрослого. А если взять его под мышки, он будет крепко опираться ногами о стол. Малыш может развести руки в стороны и сложить их на груди (если тонус все еще повышен, ни в коем случае не переходите к комплексу № 2, а обратитесь к врачу).

В этом возрасте для массажа рук и ног вводятся новые приемы – растирание и разминание. Не забывайте, что массаж и гимнастика – это профилактика рахита.

Комплекс № 2

1. Скрещивание рук на груди.

2. Массаж рук.

3. Массаж ног.

4. Поворот со спины на живот при поддержке за левую руку.

5. Массаж спины.

6. «Положение пловца» (разгибание головы назад в положении на весу).

7. Массаж живота.

8. Массаж стоп. Рефлекторные упражнения для стоп.

9. Вибрационный массаж грудной клетки.

10. Сгибание и разгибание рук (бокс).

11. Поворот со спины на живот при поддержке за правую руку.

Комплекс № 2 назначают только в том случае, если тонус мышц-сгибателей снизился настолько, что возможны пассивные движения.

Техника выполнения

Скрещивание рук на груди. Раньше это упражнение называли «охватывающие движения руками» или «кучерские движения», так как оно действительно напоминает движения кучера, похлопывающего себя рукавицами, чтобы согреться.

Исходное положение – ребенок лежит на спине, ногами к вам. Вложите свои большие пальцы в его ладони, остальными пальцами придерживайте кисти. Руки ребенка разведите в стороны на 90° по отношению к туловищу (рис. 18а), а затем сведите (рис. 186). При перекрещивании сверху должна ложиться попеременно то левая, то правая рука. Движения повторите 6–8 раз, то постепенно ускоряя, то замедляя их темп.

Рис. 18

Это упражнение пассивное. Оно предназначено для развития мускулатуры рук и плечевого пояса. После 4 месяцев можно не придерживать кисть ребенка, приучая его самостоятельно держаться за ваши пальцы. После 6 месяцев упражнение проводится с кольцами.

Это очень полезное упражнение: во-первых, укрепляются мышцы рук и кисти (ребенок лучше будет хватать и держать игрушки), во-вторых, малыш учится правильно и ритмично дышать, и, в-третьих, когда он начнет понимать слова, сформируется связь движений со словами «вдох» и «выдох».

Массаж рук (рис. 11). Вначале выполняется поглаживание (этот прием уже знаком), затем – растирание и разминание. Держа в левой руке левую руку ребенка, сначала одним, потом двумя и тремя пальцами растирайте ее (вспомните движения полотера). Затем выполните разминание и поглаживание.

Массаж ног (рис. 10). Проводится так же, как описано в комплексе № 1. Последовательность приемов: поглаживание, растирание, разминание, поглаживание.

Поворот со спины на живот при поддержке за левую руку (рис. 19). Большим, средним и указательным пальцами правой руки зафиксируйте голени ребенка снизу (чуть выше голеностопных суставов), а указательный палец левой руки вложите в левую руку ребенка, дав возможность ухватиться за него. Правой рукой двигайте ноги ребенка так, чтобы его таз слегка повернулся вправо. Вслед за этим малыш повернет голову и плечевой пояс в ту же сторону (рефлекс на поворот таза). Держа его за руку, осторожно помогите завершить поворот и оказаться в положении на животе (руки под грудью).

Второй поворот на живот выполняется точно так же, только ноги фиксируются пальцами левой руки и движение таза идет влево.

Это упражнение пассивно-активное, основанное на врожденном вестибулярном рефлексе. Работают мышцы таза, плечевого пояса и всего туловища.

Последовательность движений, составляющих это сложное упражнение, такая же, как и при самостоятельном поворачивании здорового ребенка со спины на живот в более позднем возрасте (4,5–5 месяцев):

• малыш запрокидывает одну ногу на другую;

• поворачивает голову и плечевой пояс в ту же сторону (вестибулярный рефлекс);

• вытаскивает из-под себя руку и ложится на живот.

Самое главное, не тяните малыша за руку и за ноги одновременно – тогда он не научится сам поворачиваться на живот. Кроме того, ослабленные дети «изобретают» свой механизм поворота: лежа на спине, ребенок упирается затылком и ягодицами в стол, на котором лежит, прогибает позвоночник вперед, изменяет положение центра тяжести и переворачивается на живот. В результате усиливается поясничный лордоз, что нежелательно.

По мере повторения и освоения этого упражнения (после 6 месяцев) малыш сможет выполнять его без поддержки за руку по команде «повернись на живот», подкрепленной поворотом таза и показом игрушки с той стороны, куда должен повернуться ребенок.

Рис. 19

После 10 месяцев он уже самостоятельно может поворачиваться со спины на живот по предложению взрослого в ту сторону, куда его попросят.

Массаж спины (рис. 13). После 3 месяцев спину массируют двумя руками и прибавляют прием разминание.

Тремя пальцами обеих рук (указательным, средним и безымянным) делайте одновременно круговые и поступательные движения, энергично разминая длинные мышцы (расположенные по обеим сторонам позвоночника) в направлении от поясницы к шее (вспомните электрополотер).

После 4 месяцев вводится похлопывание. Похлопывать нужно область длинных мышц спины от ягодиц к голове и обратно тыльной стороной пальцев, начиная с указательных, постепенно включая остальные (помните, что движения производятся только в лучезапястном суставе). После массажа спины вы увидите две розовые полоски по бокам позвоночника. Закончите процедуру поглаживанием.

«Положение пловца» (разгибание головы назад в положении на весу, рис. 20). Исходное положение – ребенок лежит на животе, ногами к вам. Зафиксируйте правой рукой ноги ребенка в нижней части голеней так, чтобы большой палец лег слева, указательный – между ногами, а остальные – справа. Приподнимая правой рукой ноги, подведите левую ладонь под живот и поднимите ребенка над столом.

Рис. 20

Малыш принимает положение пловца, лежащего на воде: голова и плечевой пояс приподняты, позвоночник в состоянии разгибания. Это упражнение активное. Оно осуществляется на базе безусловного рефлекса, проявляющегося к 2,5 месяцам жизни. При выполнении этого упражнения работают все мышцы спины, разгибатели позвоночника, бедра и голени. Оно проводится один раз и длится несколько секунд.

Массаж живота (см. комплекс № 1).

Массаж стоп. Рефлекторные упражнения для стоп (см. комплекс № 1).

Вибрационный массаж грудной клетки (см. раздел «Как делать массаж и гимнастику?»).

Сгибание и разгибание рук (бокс, рис. 21). Исходное положение – ребенок лежит на спине, ногами к вам.

Рис. 21

Дайте малышу ухватиться за ваши большие пальцы (остальными пальцами вы будете поддерживать кисти ребенка в случае необходимости) и попеременно сгибайте и разгибайте его руки в локтевых суставах, то есть при сгибании одной руки другая разгибается и наоборот. При разгибании двигайте руку ребенка вперед и к средней линии, слегка приподнимая плечо. При сгибании ваши пальцы должны прикасаться к плечу ребенка, но не к груди. Таким образом во время упражнения ребенок слегка поворачивается с боку на бок.

Упражнение пассивное, но может быть и активным. При его выполнении работают сгибатели и разгибатели рук и мышцы плечевого пояса.

Поворот со спины на живот при поддержке за правую руку (см. упражнение «Поворот со спины на живот при поддержке за левую руку», рис. 22).

Рис. 22

Комплекс упражнений для детей 4–6 месяцев

Малыш уже подолгу может лежать на животе, пытается поворачиваться со спины на живот и, если с ним занимаются, делает это самостоятельно. Ровно и устойчиво стоит, если взрослый поддерживает его под мышки.

Если все эти показатели есть у вашего малыша, то вы можете переходить к комплексу № 3, одна из задач которого подготовить мышцы ребенка к ползанию.

Если малыш пытается приподняться со спины и падает, ни в коем случае не пытайтесь «пожалеть» его и не сажайте в подушки. Если эти попытки появились, начинайте выполнять упражнение «Приподнимание верхней части туловища за отведенные в стороны руки».

В этом возрасте у ребенка уже созрел слуховой анализатор и все гимнастические упражнения следует делать под счет – это будет способствовать развитию чувства ритма. («Раз, два – развели ручки в стороны, три, четыре – скрестили на груди» или «Раз, два, три, четыре».)

Если есть магнитофон, можно включить музыку и под нее выполнять движения, но так, чтобы музыкальный рисунок совпадал с вашим счетом.

Комплекс № 3

1. Скрещивание рук на груди.

2. Массаж ног (все приемы).

3. «Скользящие шаги».

4. Поворот со спины на живот при поддержке за правую руку.

5. Массаж спины.

6. «Парение» в положении на животе.

7. Массаж живота.

8. Приподнимание верхней части туловища из положения на спине за отведенные в стороны руки.

9. Массаж стоп и рефлекторные упражнения для стоп.

10. Сгибание и разгибание ног.

11. Сгибание и разгибание рук.

12. «Парение» в положении на спине.

13. Вибрационный массаж грудной клетки.

Этот комплекс рассчитан на 2 месяца (проводится с ребенком в возрасте от 4 до 6 месяцев), поэтому целесообразно «разделить» собственное обучение на 2 части. Каждый раз делайте то, что уже хорошо знакомо вам и ребенку из предыдущих комплексов, а новые упражнения вводите постепенно: например, в возрасте от 4 до 5 месяцев – сгибание и разгибание ног и «парение» на животе, а в возрасте от 5 до 6 месяцев – «скользящие шаги» и «парение» на спине.

Техника выполнения

Скрещивание рук на груди (см. комплекс № 2).

Массаж ног (см. комплекс № 2).

«Скользящие шаги» (рис. 23). Исходное положение – ребенок лежит на спине, ногами к вам; ноги согнуты в коленных суставах, ступни упираются в стол.

Рис. 23

Обхватите стопы ребенка сверху так, чтобы большие пальцы легли вдоль внутренних краев стоп, мизинцы – вдоль наружных, а указательные и средние пальцы упирались в мягкие части голени снаружи. Затем попеременно переставляйте (передвигайте) ноги ребенка так, чтобы ступни скользили (шаркали) по поверхности стола.

Упражнение пассивное. Напоминает езду на велосипеде. Его цель – укрепление мускулатуры ног и опорной реакции.

Поворот со спины на живот при поддержке за правую руку (см. комплекс № 2).

Массаж спины (см. комплекс № 2).

«Парение» в положении на животе (рис. 24). Исходное положение – ребенок лежит на животе, ногами к вам.

Рис. 24

Подведите обе ладони под живот ребенка до соприкосновения мизинцев. Большие пальцы должны находиться по бокам на уровне нижних ребер. Осторожно поднимите ребенка над столом в горизонтальном положении. При этом тело малыша образует дугу, открытую кверху, голова приподнята, мышцы спины и ягодиц напряжены.

Упражнение активное, основано на врожденном вестибулярном рефлексе. При его выполнении работают разгибатели позвоночника и тазобедренного сустава.

Массаж живота (см. комплекс № 1).

Приподнимание верхней части туловища из положения на спине за отведенные в стороны руки (рис. 25). Исходное положение – ребенок лежит на спине, ногами к вам. Дайте малышу ухватиться за ваши большие пальцы и разведите его руки так, чтобы угол по отношению к грудной клетке составил 90°. Легким подтягиванием за руки побуждайте его приподнять голову и плечевой пояс, после чего возвратите в исходное положение, укладывая на бок (следите, чтобы ребенок не ударился затылком о стол, именно поэтому его нужно укладывать на бок).

Рис. 25

Упражнение активное. Выполняется 2 раза (с укладыванием на правый и левый бок). При его выполнении работают мышцы шеи и брюшного пресса.

Массаж стоп и рефлекторные упражнения для стоп (см. комплекс № 1).

Сгибание и разгибание ног (рис. 26).

Попеременно. Исходное положение – ребенок лежит на спине, ногами к вам. Обхватите ноги ребенка в нижней части голени, обеспечив опору для стопы (для этого большие пальцы располагаются вдоль наружной поверхности голеней, мизинцы упираются в стопы, а остальные пальцы свободно лежат на задней поверхности голени).

Попеременно сгибайте и разгибайте ноги ребенка в коленях и тазобедренных суставах.

Рис. 25

Упражнение пассивное, проводится в форме ходьбы и бега, темп постепенно ускоряется и замедляется. При его выполнении работают мышцы ног.

Одновременно. Исходное положение – то же. Зафиксируйте ноги ребенка так же, как и в предыдущем упражнении, далее сгибайте обе ноги одновременно с легким нажимом на живот, затем разгибайте.

Упражнение пассивное, темп медленный, соответствующий дыханию. Работает та же мускулатура, что и в предыдущем упражнении.

Если ребенок сопротивляется разгибанию, легкое поглаживание над коленями в направлении от бедер к стопам вызывает разгибание. Если малыш сопротивляется сгибанию, сделайте легкое поглаживание под коленями.

Сгибание и разгибание рук (см. комплекс № 2).

«Парение» в положении на спине (рис. 27). Исходное положение – ребенок лежит на спине, ногами к вам. Подведите обе ладони с боков под спину ребенка до соприкосновения мизинцев. Большие пальцы расположите вдоль средних подмышечных линий малыша. Осторожно поднимите его над столом.

Рис. 27

В ответ на это положение голова ребенка наклоняется вперед, а брюшной пресс и вся передняя мускулатура тела напрягаются. Он как бы пытается сесть у вас на руках.

Это упражнение основано на вестибулярном рефлексе.

Помните, если ребенок пассивен, запрокидывает голову, упражнение ему противопоказано.

Вибрационный массаж грудной клетки (см. раздел «Как делать гимнастику и массаж?»).

Приваживание с фиксацией колен из положения лежа на спине. В левую руку малыша вложите кольцо и отведите ее вперед до прямого угла (левой рукой поддерживайте колени ребенка), а потом побудите его сесть (после 8 месяцев можно при этом произносить слова «садись», «сядь», но каждый раз одни и те же). При этом ребенок садится, опираясь на свободную руку (рис. 29). Затем возвратите малыша в исходное положение.

Рис. 28

Рис. 29

Это упражнение активное. При его выполнении работают мышцы брюшного пресса. Повторяется 2 раза (один за правую, другой за левую руку).

Вариант 3. Самостоятельное присаживание, без помощи рук, с фиксацией колен (выполняется после того, как ребенок начал самостоятельно садиться) (см. рис. 30). Это упражнение предотвращает пере-растяжение связок в плечевом суставе. Если при таком положении рук ребенок не проявляет активности, упражнение лучше не выполнять.

Рис. 30

Поворот со спины на живот при поддержке за левую руку (см. комплекс № 2).

Категория: ГИМНАСТИКА И МАССАЖ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ | Добавил: admin (21.09.2013)
Просмотров: 1246 | Теги: булки, cdalab422, Tenchu | Рейтинг: 5.0/1
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ
КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ДЕТСКОМ САДУ
КАК СЕБЯ ВЕСТИ
КАК СЕБЯ ВЕСТИ В ТРАНСПОРТЕ
КАК СЕБЯ ВЕСТИ У ВРАЧА
КАК СЕБЯ ВЕСТИ ДОМА
КАК СЕБЯ ВЕСТИ В ГОСТЯХ
ХОРОШЕЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА
ИГРОВАЯ КОМНАТА МИШУТКИ

ПЕДАГОГАМ

ЛОГОПЕД


Поиск
МИШУТКА РЕКОМЕНДУЕТ



Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика