Впервые применение специальных упражнений в
грудном возрасте (с 4 месяцев) рекомендовал немецкий преподаватель
физической культуры Д. Нейман-Нейроде в 1925 году. В нашей стране
гимнастика грудных детей начала применяться в детских учреждениях с
1926–1927 годов под руководством К. Д. Губерт и Р. Г. Сорочек. Была
создана и апробирована система физического воспитания здоровых детей с 1
месяца до 3 лет, которую по праву можно считать отечественной школой
физического воспитания детей раннего возраста. Главное положение этой
школы таково: «Здоровый ребенок нуждается в воспитании движений с
помощью различных форм двигательной деятельности».
Немецкий врач лечебной физкультуры Барбара
Цукунфт-Губер в книге «Гимнастика для грудных детей» писала, что,
занимаясь с больными детьми, она еще в 1970-е годы поняла, что здоровым
нужна своя физкультура, а не общепринятая лечебная.
Для полноценного развития двигательной сферы
ребенка необходимы специальные приемы гимнастики и массажа.
Подчеркиваем: и массажа (в современных зарубежных школах массаж
практически исключен из физического воспитания). В данном случае речь
идет не о кинезотерапии, когда мы ищем способы приспособить ребенка
к практической жизни, а об обеспечении качественного созревания всех
структур, участвующих в двигательном акте. Речь идет о мышцах, костях,
связках хрящевой ткани, нервных волокнах и нервных клетках.
В 1986 году в НИИ осязания при медицинском
факультете университета Майами были проведены исследования в области
тактильной терапии, которые дополнили уже известные данные. Массаж
полезен всем новорожденным. Так, у детей, родившихся от матерей,
находящихся в депрессии, массаж привел к снижению уровня кортизола в
слюне (что свидетельствовало о снижении уровня стресса), сокращению
времени засыпания и углубению сна (Акобер и др.). По данным Т. М. Филд,
благодаря массажу недоношенные дети на 47 % прибавили в весе.
Массаж оказывает благотворное влияние
(отмечается прибавка в весе, готовность к ответной реакции): на
родителей-подростков, у которых отсутствует привязанность к детям;
родителей, плохо обращающихся с детьми; В ИЧ – инфицированных
новорожденных; способствует укреплению связи между матерью и
новорожденным, родившимся с помощью кесарева сечения; уменьшает число
приступов кишечной колики и облегчает тяжесть ее протекания; снижает
чувство тревожности у родителей за жизнь и здоровье ребенка. При
проведении массажа отмечается положительная динамика показателей
здоровья и развития у детей, родившихся от матерей, употреблявших
наркотики во время беременности.
Массаж оказывает положительное влияние и на
детей более старшего возраста: перенесших плохое обращение, аутичных, находящихся в посттравматическом состоянии, больных диабетом,
ювенильным артритом, онкологическими заболеваниями,
госпитализированных в состоянии депрессии, с нарушенной способностью к
адаптации.
Массаж способствует привязанности отца к ребенку (Р. Рабарба, 1994; К. Джехол, Ц. Лемюэль, 1992).
Как бы ни отличались друг от друга приемы и
упражнения, рекомендуемые разными авторами, выводы одинаковы:
полноценное развитие двигательной сферы ребенка невозможно без
своеобразной двигательной «прививки» – определенного набора
гимнастических упражнений и массажа в определенные возрастные периоды.
Как говорила К. Д. Губерт: «Гимнастика – это не масло для каши, а хлеб
насущный для ребенка».
Различные формы двигательной деятельности
включают движения во время бодрствования, движения под музыку, подвижные
игры, зарядку, гимнастику и массаж. Каждая форма имеет свои
воспитательные и физиологические задачи и способствует развитию
определенных двигательных качеств. Нельзя удовлетворить органическую
потребность в движении, занимаясь только одной зарядкой или играя только
в подвижные игры.
|