К тому моменту, как вы дойдете до этого
раздела книги, уже будет понятно, какие страхи актуальны для вашего
ребенка, и вы сможете выбрать соответствующие игры из предлагаемого
далее набора. Важное отличие этого этапа изживания страхов от предыдущих
— включение в игру реальности. Во многих играх в качестве главного
действующего лица уже выступает сам ребенок. Не сказочный персонаж, не
абстрактный мальчик или девочка, а вполне конкретный Саша или Кирюша
(если ребенок будет усиленно этому противиться, назовите героя чужим
именем).
Что же касается историй, то полезно,
когда реальность в них сочетается с вымыслом, причем с упором на
положительные модели поведения. Пусть в играх ребенок предстает гораздо
большим смельчаком, чем в жизни. Если он поверит в себя и хотя бы в игре
победит свои страхи, перекинуть мостик от вымысла к реальности будет
гораздо легче, ведь игра — это не пассивные мечты одиночки, а активная
совместная деятельность, и признание окружающих окрыляет детей.
Разумеется, и на этом этапе следует избегать излишнего давления на
ребенка. Не превращайте игру в унылую обязанность, пусть ребенок с
нетерпением ждет следующего занятия. Не торопитесь проиграть сразу все.
Лучше двигаться вперед потихоньку, тогда ребенок лучше осмыслит
происходящее, и достигнутое закрепится прочнее.
На этом этапе лучше отойти от
кукольного театра. Пусть ребенок сам изображает того или иного
персонажа. Уделяйте повышенное внимание его мимике и жестам, поскольку
адекватное (а еще лучше — утрированное, смешное, карикатурное)
изображение различных чувств помогает нервным детям преодолеть
эмоциональные расстройства. К играм можно привлекать других детей, но
только в том случае, если ваш ребенок не будет стесняться показывать
перед ними свой страх.
|