Четверг, 25.04.2024, 04:55
   МИШУТКИНА    ШКОЛА
Воспитываем и обучаем детей от одного года до десяти лет

Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость
МИШУТКИНА ШКОЛА

ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ
ПОЗНАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИШУТКОЙ

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ

УМЕЛЫЕ РУЧКИ
РОДИТЕЛЯМ
Категории раздела
БАЙКИ ДЕТСКОГО ПСИХОЛОГА [113]
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О ДЕТСКИХ ПРИВИВКАХ [110]
ГИМНАСТИКА И МАССАЖ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ [14]
КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ИЗБАВИТЬСЯ ОТ СТРАХОВ [13]
РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ. ПЕРВЫЙ ГОД ЖИЗНИ РЕБЕНКА [16]
МАМИН МАССАЖ С ПОТЕШКАМИ [42]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Статьи » ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ » КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ИЗБАВИТЬСЯ ОТ СТРАХОВ

Страх сказочных персонажей, чудовищ, привидений

Это один из самых распространенных страхов, причем в последнее время он встречается особенно часто и приобретает тяжелые формы. Ничего удивительного тут нет: современное искусство для детей нельзя назвать щадящим. Еще не так давно С. В. Образцов, создатель знаменитейшего кукольного театра, совершенно серьезно не рекомендовал родителям приводить пятилетних детей на спектакль… «Красная шапочка», считая, что образ волка может произвести на них слишком сильное впечатление. А теперь пятилетние дети часто смотрят не только мультфильмы, в которых действуют монстры, роботы-убийцы, вампиры, зомби и прочая нечисть, но и боевики, и фильмы ужасов. Если добавить к этому компьютерные игры, герои которых тоже мало похожи на добродушных мишек, задумчивых осликов и милых поросят, то можно лишь поразиться тому, что при такой нагрузке на психику еще не все наши дети невротизированы.

Поэтому даже к такому, казалось бы, безобидному детскому развлечению, как просмотр мультиков, следует относиться очень осторожно. Ну, а если ребенок подвержен страхам, тем более не разрешайте ему подпитывать свою фантазию образами монстров, — даже если он этого требует (среди детей нередко встречаются такие, которые, замирая от страха, не могут оторваться от экрана, когда там показывают ужасы). Вы же не пойдете у него на поводу, если он потребует наркотиков или водки? А в данном случае вред вполне сопоставим.

Специалисты вообще не советуют показывать детям до двух лет мультфильмы, — даже самые что ни на есть «старые и добрые», — поскольку для неокрепшей детской психики это чрезмерная нагрузка.

В то же время не стоит забывать, что страх сказочных персонажей и чудовищ подчас маскирует боязнь чересчур строгих, авторитарных или грубых родителей. В этом случае вам следует изменить свое поведение по отношению к ребенку, иначе положительных сдвигов не будет, сколько бы сил вы ни потратили на коррекционные игры. Как определить такую боязнь? Во-первых, попробуйте посмотреть на себя со стороны. Например, отмечайте в течение недели, сколько раз в день вы делаете ребенку замечания и сколько раз хвалите его. Или поинтересуйтесь мнением окружающих, — только не обижайтесь, если оно окажется не совсем для вас лестным. А потом пригласите к себе на игру еще одного-двух родителей с детьми (желательно, чтобы у них были нейтральные отношения с ребенком) и разыграйте с помощью кукол несколько сказок с участием отрицательных персонажей. Если при раздаче ролей ребенок будет упорно назначать вас на роль Бабы Яги, Волка и прочих «злодеев», я бы расценила это как повод к размышлению.

1. «Маски страха»

(для детей 4–8 лет)

Этот прием используют очень многие психологи и психиатры. Детей просят изготовить из картона маску страха (или «кого-то страшного»), которой малыши потом по очереди пугают друг друга. Эту игру нужно проводить на большом эмоциональном подъеме, не скупясь на шутки и смех, чтобы заглушить чувство страха, которое поначалу может овладеть детьми. Взрослым пугать ребенка не стоит. Лучше пригласить в гости одного-двух соседских ребятишек и тщательно дозировать игру. Не давайте малышам перевозбуждаться, а то резкий выплеск страхов может привести к проявлениям агрессивности. Не настаивайте, если ваш ребенок будет отказываться от роли трусишки и захочет только пугать (или наоборот).

Затевайте игру примерно раз в неделю, и через некоторое время он, заразившись примером товарищей, скорее всего, согласится исполнить обе роли (это важно для преодоления не только робости, но и чересчур критичного отношения к себе, нередко сковывающего поведение нерешительного ребенка).

Через два-три сеанса введите в игру новый элемент: пусть тот, кого пугают, прогонит страшную маску. Но только пантомимой. Следите, чтобы дело не дошло до рукоприкладства.

Ни в коем случае не допускайте, чтобы при дошкольниках рассказывались «страшилки» типа «Черная рука». Они популярны среди детей 9-12 лет; для них это своеобразная психологическая закалка, «психотерапия детским фольклором», а на малышей подобные истории производят ужасное впечатление.

2. «Путешествие к бабе яге»

(игра, предложенная А. И. Захаровым для детей 3–5 лет)

Побывайте вместе с ребенком в гостях у Бабы Яги или Кащея Бессмертного. Соорудите им жилище из диванных подушек. Не забывайте, что ребенок любит преодолевать препятствия, поэтому ваш путь должен лежать через горы и долины, реки и пропасти (нагроможденные табуретки, подушки, коврики и т. п.) Идите как можно смелее! Пусть ребенок угрожает Бабе Яге (Кащею) (в ее роли можете выступить вы сами или кто-либо из ближайших родственников), нападает на нее. Потом поменяйтесь ролями. Теперь малыш будет восседать в роли Кащея (Бабы Яги) на подушках.

Встречаясь лицом к лицу с опасностью (пусть вымышленной), побывав «в шкуре» злодея, ребенок перестанет его бояться. Но вы должны непременно его хвалить, подчеркивать его смелость.

3. «Сказочный город»

(для детей 4–8 лет)

Ребенок под руководством взрослого лепит из пластилина сказочных персонажей. Потом с ними разыгрываются различные сюжеты. Выбор персонажей и сюжетов зависит прежде всего от ребенка (если он затрудняется, взрослый спешит ему на помощь). Надо стремиться к тому, чтобы ваш сын или дочь постепенно переиграли все роли. Постарайтесь чаще привлекать к игре приятелей своего ребенка, поскольку ему очень полезно увидеть различную реакцию разных людей на одни и те же обстоятельства. При лепке обращайте внимание ребенка на отображение настроения персонажей. Например, слепите несколько Иван-царевичей: одного испуганного (вжал голову в плечи), другого — понурого (голова опущена), третьего — грозного (замахивается мечом), а четвертого — гордого своей победой (голова поднята, плечи расправлены). У Змея Горыныча может быть две ипостаси: свирепая и жалкая (это легко передать уменьшением размера).


4. «Играем в привидения»

(для детей 6–8 лет)

Как отмечают специалисты и многие родители, в последние годы маленькие дети стали больше бояться привидений: сказывается влияние соответствующих мультфильмов и фильмов.

Конечно, взрослые пытаются объяснить малышу, что все это сказки, но объяснения далеко не всегда достигают цели. Лучше всего просто не подпитывать фантазию ребенка такими образами. Как говорится, не буди лихо, пока оно тихо. Но для некоторых впечатлительных детей бывает достаточно даже небольшого толчка, одного упоминания о призраке, чтобы «фабрика страхов» в их головах заработала на полную мощность.

По опыту многих православных родителей я знаю, что с подобными страхами, как и с ночными кошмарами, лучше всего бороться духовными способами: освятить квартиру, научить ребенка перед сном молиться и осенять кровать крестным знамением. Если ребенок, несмотря на уверения родителей, не считает привидения выдумками, то не стоит настаивать на своем, а лучше сказать, что святой покровитель и ангел-хранитель ребенка всегда будут его защищать.

Кроме того, мне приходилось сталкиваться с тем, что устойчивый страх привидений и прочих потусторонних существ возникает у тех детей, чьи близкие родственники либо сами занимались оккультизмом, либо прибегали к услугам экстрасенсов. В этом случае опять-таки имеет смысл обратиться за советом не к психологу, а к священнику.

Если же ребенок воспринимает привидение просто как некий сказочный, вымышленный персонаж, принципиально ничем не отличающийся от Бабки Ёжки или злого Волка, можно попробовать побороться со страхом в игре или в рисунках. Но все равно подходить к этому следует с осторожностью, чтобы не разбередить фантазию ребенка и не напугать его еще больше.

Отыгрывать страх привидений можно с конструктором «Лего»: в одном из его вариантов есть крошечное привидение, которое даже светится в темноте, но при этом выглядит совсем не страшно.

Можно и самим смастерить привидение из бумаги или кусочка белой материи. Надо только, чтобы оно было маленьким и забавным, тогда ребенок не испугается.

Если вы приобретете «Лего», «назначьте» привидение помощником добрых рыцарей, пусть оно побеждает злодеев, подстраивает им ловушки, морочит голову.

А потом имеет смысл сделать так, чтобы привидение оказалось и не привидением вовсе, но заколдованным персонажем, который должен, как и положено в сказке, в конце концов расколдоваться.


Лучше всего, если ему поможет ваш ребенок, — например, найдет старинный свиток, в котором написано, что расколдует привидение тот, кто совершит отважный и благородный поступок. И вы вместе придумаете этот поступок.

А можно поставить сказку О. Уайльда про Кентервильское привидение. Читать ее сейчас не обязательно, так как она довольно трудна для восприятия в дошкольном и младшем школьном возрасте, — лучше кратко пересказать.

Но сам факт, что озорные дети совершенно измотали и замучили своими шалостями привидение, которое рассчитывало выжить их из замка, наверняка придется по душе вашему ребенку; он будет с удовольствием играть в Кентервильское привидение.

Используйте игрушки из киндер-сюрпризов, их размер в данном случае оптимален. Строго придерживаться авторского сюжета не обязательно, главное — следить, чтобы игра не приобретала зловещего или агрессивного оттенка. В подобных случаях мягко, но решительно направьте фантазию ребенка в более безобидное русло, предложите ему пощадить и пожалеть бедолагу, над которым озорники и так уже порядком поиздевались.

5. «Маленькое привидение из Вазастана»

(для детей 6–8 лет)

Когда страх привидений уже отыгран на маленьких фигурках и в рисунках, иллюстрирующих эти игры, затейте ролевую игру по эпизоду из «Повести о Малыше и Карлсоне, который живет на крыше». Среди прочих шалостей имеется и такая, когда Карлсон изображает привидение. Возьмите старую простыню, сделайте в ней прорези для глаз и попробуйте играть без кукол, сначала предложив роль «привидения из Вазастана» какому-нибудь другому ребенку. Внимательно наблюдайте за реакцией своего. Если он не выкажет тревоги, в следующий раз дайте ему роль проказника Карлсона.


Если же вы заметите, что трусишке не по себе, перейдите на кукольный вариант игры (однако игрушки берите уже не маленькие, а среднего размера). С представлением без кукол придется повременить, ваш ребенок еще не готов к такой психологической нагрузке.

Играйте в светлое время суток, когда ребенок спокоен и не утомлен. Вообще, тема привидений и прочей нечисти способна нагнать жуть даже на взрослых, поэтому в игре должно быть как можно больше условности и юмора. Шутливый тон, смех, акцент на том, что все происходит понарошку, обесценивают страшные фантазии, а яркие, но не пугающие художественные образы постепенно заслоняют те, которые раньше вызывали у ребенка страх своей сверхъестественностью. Вот почему, борясь со страхом фантастических персонажей, важно опираться на знакомые и, по сути, нестрашные сюжеты. От мыслей о всяких зомби, вампиров и кровожадных рептилий малышей лучше отвлекать; «герои» эти настолько чужеродны для русской культуры, что игра в них часто лишь усугубляет страхи ребенка. Образно говоря, в его подсознании нет иммунитета против подобных персонажей, и лучше не рисковать. (Подробнее мы написали об этом с И. Я. Медведевой в книге «Разноцветные белые вороны», см. главу «Страсти-мордасти и манная каша»). Изображая страшных сказочных персонажей, следует подчеркивать их слабости, смешные недостатки, чтобы у ребенка не создалось впечатления неуязвимости и непобедимости Зла. Берите в этом пример с советских мультипликаторов и детских режиссеров, которые всегда привносили в образ Бабы Яги или Кащея некоторую долю юмора.

6. «Превращение сказочного злодея»

(для детей 4–8 лет)

Можно играть вдвоем, а можно пригласить еще нескольких детей. Смысл игры состоит в том, чтобы придумать, в кого или во что превратился сказочный злодей, который тревожит воображение вашего ребенка, а потом изобразить это в рисунках, лепке или в маленьких театральных сценках. У детей 7–8 лет пользуется популярностью пантомима, — тогда в игре появляется дополнительное условие: надо отгадать, кого изображает водящий. Отгадавшему начисляются очки.

Для четырехлеток важнее всего сам факт, что чудище превратилось в кого-то совсем не страшного. Играя же с ребятами постарше, обращайте внимание на занимательность сюжета и хотя бы некоторую мотивированность превращения. Например, колдунья может превратиться в кошку (лучше беспомощного котенка), веник или метлу (ассоциация с помелом), в старый халат или рваные шлепанцы (колдуньи ведь часто изображаются в книгах и мультфильмах неопрятными, грязными старушенциями). Такое принижение образов сказочных злодеев и включение в цепочки привычных логических связей лишает их ореола сверхъестественности и способствует преодолению страха.



Категория: КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ИЗБАВИТЬСЯ ОТ СТРАХОВ | Добавил: admin (23.01.2014)
Просмотров: 1758 | Теги: Золотистый оттенок, insightz | Рейтинг: 5.0/1
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ
КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ДЕТСКОМ САДУ
КАК СЕБЯ ВЕСТИ
КАК СЕБЯ ВЕСТИ В ТРАНСПОРТЕ
КАК СЕБЯ ВЕСТИ У ВРАЧА
КАК СЕБЯ ВЕСТИ ДОМА
КАК СЕБЯ ВЕСТИ В ГОСТЯХ
ХОРОШЕЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА
ИГРОВАЯ КОМНАТА МИШУТКИ

ПЕДАГОГАМ

ЛОГОПЕД


Поиск
МИШУТКА РЕКОМЕНДУЕТ



Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика