Это один из самых распространенных
страхов у дошкольников и младших школьников. Честно говоря, и среди
взрослых найдется немало таких, которым темнота внушает опаску. Многие
из нас, входя в темную квартиру, первым делом включают свет в коридоре, а
некоторые оставляют лампочку включенной даже в свое отсутствие,
предпочитая заплатить за лишние киловатты, но не подвергаться неприятным
ощущениям. В темноте есть нечто мистическое, недаром у всех народов
существует множество страшных поверий, легенд и сказок, связанных с
ночью и темнотой. Особенно силен страх темноты у народов, не затронутых
современной цивилизацией, а поскольку у детей архаическое коллективное
бессознательное проявляется гораздо ярче, чем у взрослых (недаром им так
близки сказки), то не удивительно, что темнота часто вызывает у них
панический страх.
Поэтому ни в коем случае не заставляйте
ребенка засыпать в темной комнате. Это можно делать только с его
согласия. Казалось бы, столько на эту тему написано, а до сих пор многие
родители уверены, что сон при включенной лампе для детской психики
гораздо вреднее, чем ежевечерний стресс. Они и стрессом-то это не
считают! «Пусть привыкает» — вот распространенный ответ. Хотя потом,
когда ребенок, раскрывшись в работе с психологом, начинает рассказывать,
какими чудовищами населена для него темнота, родителей прошибает
холодный пот.
С другой стороны, ни в коем случае не
насилуя волю ребенка, следует предлагать ему различные игры, в которых
он незаметно преодолеет страх темноты.
1. «Зверюшки в норке»
Игра для детей 3–7 лет .
Лягте с ребенком в постель при
включенном свете, накройтесь одеялом с головой и приговаривайте примерно
следующее: «Мы с тобой маленькие белочки (или зайчики, или мышки и
т. д.), мы лежим в нашей уютной норке. Снаружи, на улице, темно и
холодно, идет дождь, воет ветер, а у нас с тобой тепло, тихо, уютно. И
никто к нам не придет, никого мы не пустим. В нашей норке толстые стены,
нам никто не страшен». Говорить следует убаюкивающе, монотонно, чтобы
ребенок расслаблялся и постепенно засыпал.
Утром можно сыграть в то, как к
зверюшкам попытался залезть в норку злой волк (роль которого можно
периодически предлагать и ребенку), а зверюшки его прогнали. Вечером
варианта с волком следует избегать, чтобы ребенок не перевозбудился. 2. «Бобры»
Игра для детей 3–8 лет .
Охотник пытается поймать бобра (или
бобров, если играют несколько детей). Бобер прячется от него под столом,
который накрыт свисающей до полу скатертью, и сидит там, пока не
убедится, что охотник ушел и можно вылезать. Время сидения в темноте
следует понемногу увеличивать. Например, охотник может сказать, что он
сейчас обшарит соседнюю рощицу (то есть выйдет в соседнюю комнату) и
вернется. Бобра же надо постепенно побуждать к тому, чтобы он не просто
прятался, а придумывал, как ему защитить свое жилище. 3. «Кто притаился в темноте?»
Модификация игры, использовавшейся совместно с И. Я. Медведевой в психокоррекционных занятиях с детьми 4–8 лет .
Эта игра проходит гораздо оживленней,
если в ней участвует несколько детей. Ребенок (он называется своим, а не
вымышленным именем) ложится на кровать или на два сдвинутых кресла и
делает вид, будто засыпает. Сначала свет выключается понарошку, но со
временем это можно будет делать и по-настоящему. Внезапно в темноте
ребенку чудится какое-то лохматое чудовище. Он дрожит от ужаса, хочет
закричать, позвать маму, но потом собирается с духом, встает, зажигает
свет… и выясняется, что чудовище — это маленький, милый котенок (его
изображает кукла либо другой ребенок). Для детей 6–8 лет эту игру можно
усложнить. Пусть ребенок попытается жестами изобразить то, что ему
привиделось в темноте, а другие дети попробуют отгадать. В следующий раз можно предложить
ребенку называть первую и последнюю буквы загаданного слова. Тому, кто
отгадает, присуждаются очки. 4. «В темной норе»
Игра, предложенная М. И. Чистяковой.
Для детей 4–7 лет .
Два друга, Утенок и Зайчонок, пошли
гулять. По дороге им встретилась Лиса. Она заманила друзей к себе в
нору, пообещав им угощение. Когда малыши подошли к норе, Лиса открыла
перед ними дверцу и предложила им зайти первыми. Едва Утенок и Зайчонок
переступили порог, как Лиса быстро заперла дверцу на крючок и
засмеялась: — Ха-ха-ха! Ловко я вас провела. Побегу теперь за дровами,
чтобы развести огонь и сварить себе супчик из вас, малышей. То-то
вкусное у меня будет угощение! Оказавшиеся в темноте Утенок и Зайчонок
услышали слова Лисы и поняли, что их обманули. Утенок заплакал и стал
громко звать маму. А Зайчонок не заплакал. Подумал он, подумал и
предложил Утенку вырыть подземный ход. Друзья взялись за работу, и вскоре в
небольшую щелку проник первый солнечный лучик. Щелка становилась все
больше, и вот уже друзья на воле. Утенок и Зайчонок обнялись и радостно
побежали домой. Вернулась Лиса с дровами и замерла от удивления — в норе
никого не было! Норой должно послужить помещение, в
котором нет естественного освещения (коридор, кладовка и т. п.) Дети
роют подземный ход, скребя пальцами по двери. Взрослый ведущий через
некоторое время начинает потихоньку приоткрывать дверь. Если у ребенка
нет партнера на роль второго зверька, он либо изображает обоих
персонажей (скажите ему, что так даже интересней, — он может говорить на
разные голоса или взять «в партнеры» мягкую игрушку), либо «попадает» в
лисью нору один. 5. «Кукольные прятки»
Игра для детей 4–6 лет .
В этой игре прячутся игрушки. Причем
одни — в освещенном помещении, а другие — в темном. (Днем — в комнате с
плотно задвинутыми шторами, вечером — при включенном ночнике). За игрушку, найденную в темноте, дается
больше очков, чем за лежащую на свету. Поначалу подыгрывайте ребенку,
оставляйте игрушки в темной комнате на видном месте. 6. «Смелый разведчик»
Игра для детей 5–8 лет .
Можно играть в компании, а можно вдвоем
со взрослым. Лучше вставить эпизод про смелого разведчика в развернутую
игру в войну, чтобы все получилось естественней и интересней.
В процессе игры ребенок (действующий
под своим собственным именем) получает задание идти ночью в разведку. В
затемненном помещении раскладывается оружие, принадлежащее врагу.
Ребенок должен все сосчитать и доложить об этом командиру. Командир
награждает его медалью за отвагу.
|