Четвертый этап работы (от 6 до 9 месяцев) - РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ. ПЕРВЫЙ ГОД ЖИЗНИ РЕБЕНКА - ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ - Каталог статей - МИШУТКИНА ШКОЛА

Суббота, 03.12.2016, 03:15
   МИШУТКИНА    ШКОЛА
Воспитываем и обучаем детей от одного года до десяти лет
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость
МИШУТКИНА ШКОЛА
ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ
ПОЗНАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИШУТКОЙ
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ
УМЕЛЫЕ РУЧКИ
ИГРОВАЯ КОМНАТА МИШУТКИ
РОДИТЕЛЯМ
Категории раздела
БАЙКИ ДЕТСКОГО ПСИХОЛОГА [113]
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О ДЕТСКИХ ПРИВИВКАХ [110]
ГИМНАСТИКА И МАССАЖ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ [14]
КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ИЗБАВИТЬСЯ ОТ СТРАХОВ [13]
РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ. ПЕРВЫЙ ГОД ЖИЗНИ РЕБЕНКА [16]
МАМИН МАССАЖ С ПОТЕШКАМИ [42]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Статьи » ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ » РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ. ПЕРВЫЙ ГОД ЖИЗНИ РЕБЕНКА

Четвертый этап работы (от 6 до 9 месяцев)

Цель. Активизация лепета, расширение лепетного репертуара, вызывание физиологических лепетных эхолалий (повторений вслед за взрослым).

Задачи . Развитие дифференцированных эмоциональных реакций; формирование аутоэхолалического лепета, предпосылок понимания речи; обучение жеванию, самостоятельной еде (из собственных рук) твердой пищи; формирование устойчивого сидения, совершенствование движений, развитие чувства равновесия и координации, подготовка к самостоятельному вставанию.

Основные направления развития ребенка 6–9 месяцев. Вызывание в процессе совместной с взрослым деятельности эмоционально-выразительных реакций (смех, улыбка, сосредоточение); стимуляция аутоэхолаличного лепета (цепочки различных слогов с изменением звуков в них и интонационных характеристик (длительности, напряженности, громкости)); слуховое восприятие лепетных псевдослов (слов, понятных при соотнесении с ситуацией); формирование предпосылок понимания речи; выработка новых движений; обучение навыку жевания; формирование положительного отношения к занятиям, вовлечение в общение через голосовые реакции и игру, выработка акустической установки на звуки и голоса (то есть развитие внимания к речи), развитие манипулятивной функции рук. Особенностями комплексных занятий на этом этапе является освоение способов вертикализации, активизация самостоятельных движений и действий.

Моторика в норме

6–7 месяцев. Выполняет защитные движения руками (вперед и в стороны), позволяющие сохранить равновесие. Лежа на животе, высоко держит голову, опирается на вытянутые руки, приподнимает туловище и живот, легко переносит центр тяжести с одной руки на другую. Лежа на животе, поворачивается на пол-оборота в сторону, чтобы достать игрушку. Самостоятельно приседает из положения лежа. Ползает без включения тазового пояса.

8 месяцев. Переворачивается с живота на спину. Поворачивается с живота на бок и играет, опираясь на один локоть. Из положения лежа на животе самостоятельно садится. Сидя поворачивает корпус, свободно пользуется руками. Синхронно ползает по-пластунски. Стоит у опоры.

9 месяцев. Садится самостоятельно из любого положения и сидит уверенно. Переходит из положения сидя в положение для ползания. Ползает некоординированно. Встает на колени у опоры и удерживается в таком положении.

Развитие моторики

1. Стимулировать активное ползание в разных направлениях: под стол за игрушкой, с ускорением в игре «Догоню» (увеличивая скорость ползания); преодолевая препятствия (например, подушку), огибая препятствие, стоящее на пути к игрушке (например, низкую скамеечку).

2. Побуждать ребенка самостоятельно садиться из разных положений (из положения лежа на животе, на спине, из положения на четвереньках.)

3. Учить ребенка садиться, удерживаясь за палочку (сначала держась двумя руками, а затем одной рукой).

4. Тренировать равновесие в положении сидя. С этой целью можно предложить ребенку посидеть на небольшой надувной подушке, помогая ему опираться на руки при раскачивании. При этом нужно обязательно подстраховывать ребенка.

Для тренировки равновесия при сидении можно использовать небольшой надувной круг для плавания. Это упражнение имеет два варианта. В первом случае ноги ребенка находятся внутри круга, а во втором – с внешней стороны. При балансировании ребенка нужно помогать ему опираться на руки и обязательно подстраховывать его.

5. Побуждать ребенка самостоятельно ложиться из разных исходных положений (из положения сидя, стоя на четвереньках).

6. Обучать умению вставать на колени у опоры: в манеже или кровати; на полу ухватившись за мебель и т. д.

7. Развивать умение вставать на ноги из положения стоя на коленях удерживаясь за опору (решетка кровати, манежа, мебель и т. д.).

8. Обучать умению опускаться у опоры из положения стоя. Этому умению лучше обучать ребенка, когда он стоит у решетки кровати. Взрослый кладет предмет (игрушку) слева (справа) от стоящего ребенка и помогает малышу достать его. Для этого взрослый опускает левую (правую) руку ребенка, держащегося за решетку, пониже, сгибает левую (правую) ногу малыша в колене и помогает ему встать на колено. Вторую ногу ребенок согнет в колене сам.

Это упражнение помогает предотвратить нежелательные последствия. Ребенок, не умеющий опускаться на колени и уставший стоять, начинает плакать и ждет, когда ему помогут. Или же малыш попытается сесть, но при неудачном приземлении, например на жесткую игрушку, он будет бояться вставать. В результате будет задерживаться освоение этой двигательной функции.

10. Учить передвигаться вдоль стены, кровати приставным шагом.

Мелкая моторика рук в норме

6–7 месяцев. Начинает захватывать мелкие предметы (пинцетный захват); берет каждой рукой по одному предмету, держит их непродолжительное время; стучит предметом; намеренно бросает предметы.

8 месяцев. Активно манипулирует предметами; при захватывании предметов пользуется щипковым захватом (большой, указательный, средний пальцы); стучит игрушкой об игрушку.

9 месяцев. Начинает целенаправленно манипулировать пирамидкой, сотоящей из 2–3 колец (снимает кольца); бросает предметы с замахом.

Развитие мелкой моторики рук

1. Для развития тактильных ощущений предлагать ребенку предметы и игрушки, изготовленные из разных материалов (гладкие, колючие, шершавые, мягкие, твердые); разные по температуре (прохладные, холодные, теплые).

2. Учить пинцетному (когда большой и указательный пальцы смыкаются вместе по всей длине) и щипковому захватам (когда смыкаются только подушечки указательного и большого пальцев). С этой целью взрослый предлагает ребенку захватывать ленточки, яркие шерстяные ниточки, которые потом он медленно вытягивает из руки малыша.

3. Учить по-разному брать предметы в зависимости от их величины: крупные предметы – «горстью», мелкие – кончиками пальцев.

4. Развивать умение брать предметы пальцами, перекладывать их, класть на место или отдавать взрослому по его просьбе.

5. Учить по одной доставать мелкие игрушки из прозрачной банки.

6. Учить указательному жесту. Для этого взрослый побуждает ребенка нажимать на кнопки музыкальных игрушек, на клавиши фортепиано, предлагает показать глаза у мамы, куклы, мишки и т. д.

Зрительное восприятие в норме

6–7 месяцев. Сидя следит за предметом.

8 месяцев. Дифференцированно воспринимает близких, знакомых и чужих людей.

9 месяцев. Ребенок ищет взглядом, спрятанную у него на глазах игрушку.

Развитие зрительного восприятия

1. Развивать восприятие предметов разных цветов (сначала следует предлагать ребенку предметы четырех основных цветов: желтого, синего, красного, зеленого). Для этого можно предложить малышу покатать шарики двух цветов.

2. Учить ребенка по одному доставать из прозрачной банки разноцветные шарики и рассматривать их.

3. Развивать восприятие предметов разной величины. Можно предложить ребенку достать из коробки разные по величине пуговицы (шарики, кубики, кольца).

4. Развивать восприятие предметов разной формы, предлагая ребенку доставать из корзины разнообразные предметы (шарики, кубики, кольца, палочки (стержни от пирамидки)) и по-разному манипулировать ими: шарики катать, кубики ставить друг на друга, кольца нанизывать на палочку.

5. Развивать восприятие предметов, изготовленных из разных материалов. Взрослый кладет в коробку кусочки (10x10 см) разной яркой ткани (вельвет, фетр, трикотаж, шелк, шерсть, искусственный мех, ситец) или игрушки, изготовленные из разного материала (резина, пластмасса, дерево, искусственный мех) и предлагает ребенку потрогать и рассмотреть их.

6. Развивать зрительное предвосхищение (появление игрушки). Для игры можно использовать резиновые звучащие игрушки (утка, птичка, кукла). Взрослый извлекает из игрушки звук и неожиданно показывает ее ребенку из-за края стола. Он предлагает малышу рассмотреть игрушку и попытаться извлечь из нее звук. Затем взрослый прячет игрушку под стол, а через некоторое время вновь показывает ее то справа, то слева от стола. При этом он делает паузы, чтобы убедиться, что ребенок ждет повторения игры и смотрит на край стола.

7. Стимулировать дифференцированное восприятие ребенком собственного отражения в зеркале. Для этого взрослый периодически подходит с ребенком к зеркалу: перед купанием (ребенок раздет), перед прогулкой (малыш в шапке), после кормления (ребенок испачкался) и т. д.

Слуховое восприятие в норме

6– 7 месяцев. Реагирует на свое имя. Может имитировать громкие и тихие звуки, звуки высоких и низких тонов. Начинает понимать речевые инструкции с жестовым подкреплением.

8 месяцев. Выполняет плясовые движения под веселую музыку; дифференцирует ритм. Проявляет яркие эмоциональные реакции, вокализует при обращении к нему с ритмизированной речью (чтение отрывков из стихотворений).

9 месяцев. Хорошо улавливает знакомую мелодию. Концентрирует внимание на тихих звуках (например, тиканье часов), внимательно слушает их в течение долгого времени.

Развитие слухового восприятия

1. Развивать слуховое внимание и интерес к звукам разного характера, учить извлекать эти звуки. Взрослый предлагает ребенку послушать звучание разных инструментов (бубен, барабан, металлофон, трещотка, музыкальный молоток, маракасы и др.) и совместно с малышом вызывает их повторное звучание. Затем предоставляет ребенку возможность самостоятельно извлечь звуки из музыкальных инструментов.

2. Развивать умение находить невидимый источник звука. Взрослый на полу на некотором расстоянии друг от друга ставит 2–3 коробки с крышками, которые легко снимаются (или 2–3 кастрюли с крышками). Взрослый показывает ребенку заводную игрушку (например, курочку, мышку, обезьянку, машинку и т. п.), прячет ее в одну из коробок (кастрюль) и закрывает крышкой. Затем он побуждает ребенка найти и достать игрушку. В следующий раз игрушку следует спрятать так, чтобы ребенок не видел этого и искал ее, ориентируясь только на ее звук.

3. Развивать умение ребенка воспринимать ритм музыкального произведения и передавать движениями его характер. Для этого совместно с ребенком взрослый выполняет движения, характерные для разных танцевальных мелодий (вальс, полька и т. д.).

Экспрессивная речь в норме (собственная доречевая активность)

7 месяцев. Может издавать несколько звуков на одном выдохе.

8 месяцев. Появляется разнообразный активный лепет (переднеязычные, заднеязычные звуки, повторяющиеся звукосочетания), аутоэхолалии (самоподражания). При манипуляциях с игрушками возникают редкие, но постоянные вокализации.

9 месяцев. Проявляет лепетную активность в ответ на обращение взрослого. В речи ребенка появляются такие звуковые сочетания, как «ма-ма», «па-па».

Стимуляция доречевой активности

1. Стимулировать активный лепет и произнесение одинаковых слогов, имеющихся в репертуаре ребенка. Активизации переклички способствует эмоциональный контакт и рассматривание лица матери, а также паузы, которые делает взрослый, побуждая ребенка к лепету.

2. Включать в диалог с ребенком новые слоги. Положительным результатом считается беззвучное произнесение ребенком новых слогов (только губами) или очень тихое воспроизведение образца.

3. Вводить звукоподражания, обозначающие названия предметов и действий: бах (упал), ко-ко (курочка), прыг-скок (прыгать), бай-бай (спать), топ-топ (идет) и др.

4. Стимулировать произнесение по подражанию звуков и слогов.

Импрессивная речь в норме (предпосылки к пониманию речи)

месяцев. Понимает речевые инструкции с жестовым подкреплением. Ищет папу или маму на вопрос о них «Где?».

8 месяцев. Начинает находить глазами названные знакомые предметы.

9 месяцев. Понимает речевые инструкции без жестового подкрепления. Находит знакомые предметы, расположенные в непривычном месте.

Развитие предпосылок понимания речи

1. Развивать умение находить глазами игрушки или предметы, находящиеся на постоянном месте («Где часы?», «Где окно?», «Где лампа?», «Где кукла Ляля?» и т. д.).

2. Стимулировать понимание речевых инструкций («дай», «пока-пока», «иди ко мне» и др.), подкрепленных жестами.

3. Побуждать ребенка по слову взрослого выполнять определенные движения. Например, взрослый говорит: «Ладушки-ладушки», а ребенок хлопает в ладоши; «Какой ты большой?» – поднимает руки над головой; «Мишка косолапый» – топает ногой; «Пока-пока» – машет рукой вслед уходящему взрослому и т. п.

4. Развивать умение находить глазами предметы, игрушки, находящиеся в разных местах. Например, взрослый переставляет часы, стоявшие на полке, на стол и предлагает ребенку найти их: «Где часы?»

5. Побуждать ребенка находить спрятанные игрушки. Взрослый на глазах у ребенка прячет знакомые игрушки в корзину (в коробку, под платок, под подушку, в ящик и т. д.) и просит найти предметы: «Где ляля? Поищи. Где мяч? Поищи». И так далее.

6. Стимулировать умение различать близких взрослых («Где дедушка?», «Где папа?» и т. д.).

7. Развивать умение понимать речевые инструкции, не подкрепленные жестом.

Примечание. Для лучшего понимания речи и запоминания названий игрушек и предметов взрослые должны голосом выделять «ключевые слова» в предложении (то есть произносить их протяжно).

В норме в возрасте 6 месяцев у ребенка должен начать развиваться фонематический слух, который определяется как врожденная способность воспринимать и различать в слове звуки (фонемы) родного языка.

Своевременное и правильное развитие фонематического слуха определяет своевременное речевое развитие ребенка. Предпосылками развития фонематического слуха являются слуховое внимание к речи и своевременное формирование импрессивной речи, то есть ее понимание. Фонематический слух развивается своевременно, если формировать у ребенка слуховое внимание к речи начинают с первых месяцев жизни.

Эмоционально-коммуникативные функции в норме

месяцев. Начинает ожидать от близких людей характерных действий: кормления от матери, определенной игры от каждого члена семьи. Устав, начинает требовать внимания самого близкого человека (чаще матери).

8 месяцев. Включается в эмоциональные игры: «Ладушки», «Коза-коза», «Прыг-скок» и др.

9 месяцев. Легко вступает в контакт на эмоциональном, игровом, речевом уровне. Проявляет негативные реакции при навязывании общения с чужим человеком.

Формирование эмоционально-коммуникативных функций

1. Устанавливать эмоциональный контакт во время режимных моментов и игры с преимущественной опорой на речь.

2. Проводить эмоциональные игры, побуждающие к выполнению знакомых движений (например, «Ладушки») и к лепетной активности.

3. Организовывать подвижные игры под музыку.

4. Знакомить с окружающими предметами и их назначением в процессе «экскурсий» по дому и на улице. Например, на кухне следует показать ребенку столовые приборы, кастрюли с крышками и предложить закрыть и открыть их т. д. В прихожей нужно показать малышу одежду и обувь, в спальне – кровать, подушки, шкаф с одеждой и т. д.

«Экскурсии» на улице нужно проводить в разное время года, знакомя ребенка с растениями, природными явлениями и т. д.

5. Стимулировать подражательную речевую и манипулятивную деятельность во время эмоциональных игр.

Биологическое поведение (самообслуживание в норме)

8 месяцев. Держит в руках и ест печенье.

9 месяцев. Пытается жевать, откусив кусочек хлеба или яблока. Пьет из чашки, которую держит взрослый. Снимает с головы шапку.

Развитие предпосылок самообслуживания

1. Учить держать чашку и делать 1–2 глотка. Чашка, из которой пьет ребенок, должна быть легкой небольшой, желательно с двумя ручками. В чашку нужно наливать не более двух чайных ложек жидкости и по мере необходимости добавлять по 1 ложке. Маленькие порции жидкости не испугают ребенка, он не поперхнется и не обольется.

2. При кормлении с ложки попеременно давать ребенку в руку то ложку, то корочку хлеба.

3. Организовывать игру «Кормим куклу Лялю». На пластмассовое блюдце взрослый кладет кусочки банана, хлеба и т. п. Рядом кладет ложку и сажает куклу. Взрослый показывает малышу, как кормить куклу. Затем дает ложку и просит покормить куклу Лялю.

4. Обучать ребенка жевательным движениям. Сначала можно помогать ребенку, слегка нажимая на подбородок, чтобы сосательные движения сменялись жевательными. При этом нельзя торопить малыша. Пищу (протертое мясо, рыбу, кашу, пюре) следует предлагать ему на кончике ложки.

5. Организовывать игру «Сними шапку». Взрослый надевает ребенку шапку и надвигает ее ему на глаза. Затем просит малыша снять шапку.

Мышление в норме

месяцев. После зрительного и тактильного исследования игрушки начинает искать ей применение (стучит, гремит погремушкой). Пытается использовать игрушки по назначению. Может узнавать по части предмета целый. Бросает предметы для того, чтобы увидеть, как кто-то из близких их поднимет.

8 месяцев. Запоминает, как реагировать на определенные фразы, например, поднимает руки, когда слышит слова: «Такой большой». Ищет наполовину спрятанную игрушку.

9 месяцев. Убирает препятствие, мешающее достичь игрушки.

Формирование мышления 1. Учить использовать игрушки по назначению: снимать кольца со стержня пирамидки, вынимать из коробки шарики, стучать музыкальным молотком и т. д. Стимулировать подражательную деятельность с игрушками.

2. Поддерживать инициативу ребенка, «организующего» совместное игровое действие, например «бросаю – поднимай!». Ребенок по очереди выбрасывает из манежа игрушки, наблюдает за траекторией их падения и ждет, когда взрослый положит их в манеж или даст ему в руки.

3. Организовывать игру «Найди игрушку». Взрослый показывает ребенку различные игрушки (машинку на веревочке, колокольчик на ленточке, заводную курочку на яркой длинной нитке и т. д.) и действия с ними (звенит колокольчиком, заводит курочку и т. д.). Затем прячет игрушку под подушку (под полотенце), оставив только конец нитки (веревки), и предлагает ребенку достать предмет, потянув за нитку. Предварительно взрослый показывает, как достать игрушку.

4. Учить доставать игрушки из тканевого мешка (из полиэтиленового пакета).

Предпосылки игровой деятельности в норме

7–8 месяцев. Стучит предметом по поверхности. Бросает игрушки, чтобы посмотреть, как кто-то из близких их поднимет. Фиксирует взглядом третью игрушку более 10 секунд, не выпуская при этом из рук две другие игрушки. Выполняет действия, идентичные действиям играющего с ним взрослого («ладушки», «ку-ку»).

8–9 месяцев. Предпочитает играть с людьми, подражая их действиям. При появлении в поле зрения третьей игрушки выпускает из рук одну из двух игрушек, находящихся в руках, и берет третью.

Формирование предпосылок игровой деятельности

1. Стимулировать мелкую моторику рук, умение брать предметы из разных положений, перекладывать их из одной руки в другую.

2. Знакомить с разнообразными действиями с игрушками: катать машинку, сажать в нее куклу, собачку и т. д.; кормить животных, кукол; снимать со стержня кольца пирамидки; извлекать звуки из звучащих предметов и т. д.

3. Организовывать игру «Брось – достану!». В процессе игры взрослый побуждает ребенка бросать предметы то левой, то правой рукой, а крупные предметы – двумя руками.

4. Организовывать совместное перекладывание мелких и крупных предметов из корзинки в коробки. Учить брать мелкие предметы двумя пальцами, а крупные – всеми пальцами.

5. Учить класть мелкие предметы в банки с узким горлышком и высыпать их в корзину.

6. Организовывать при купании игру с плавающими и тонущими предметами. Учить набирать воду в пластмассовую чашку, бутылочку и выливать ее.

7. Учить подражать действиям взрослых (например, расчесать волосы взрослому, кукле, мех мишке и т. п.).

8. Учить выполнять различные действия с предметами (открывать крышки, снимать кольца, нажимать на клавиши, стучать молоточком др.).
Категория: РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ. ПЕРВЫЙ ГОД ЖИЗНИ РЕБЕНКА | Добавил: admin (26.02.2014)
Просмотров: 354 | Рейтинг: 0.0/0
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ
КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ДЕТСКОМ САДУ
КАК СЕБЯ ВЕСТИ
КАК СЕБЯ ВЕСТИ В ТРАНСПОРТЕ
КАК СЕБЯ ВЕСТИ У ВРАЧА
КАК СЕБЯ ВЕСТИ ДОМА
КАК СЕБЯ ВЕСТИ В ГОСТЯХ
ХОРОШЕЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА
ПЕДАГОГАМ
ЛОГОПЕД
Поиск
МИШУТКА РЕКОМЕНДУЕТ









Пан Познавайка

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования