Обследование детей с ППП ЦНС показало,
что задержка в их развитии начинается с первых недель жизни. Чаще всего
у детей отмечаются двигательные, речевые, сенсорные нарушения. Характеристика двигательной сферы Для
детей с ППП ЦНС в первые пять месяцев жизни характерно сильное
отставание в развитии двигательных функций. Только незначительная часть
детей ППП ЦНС к пяти месяцам может удерживать голову. У них отмечается
патологическое состояние кистей рук, характеризующееся приведением
первого пальца к ладони и плотным сжатием кулаков. В некоторых случаях
кисть бывает паретичной (парализованной), свисающей. У подавляющего
большинства детей отсутствует зрительно-моторная координация. Часто дети
запрокидывают голову, что ограничивает поле их зрения и является одной
из причин задержки психического развития с первых месяцев жизни. Общий
мышечный тонус патологически изменен, в большинстве случаев с тенденцией
к его повышению. Уже в возрасте пяти месяцев задержка двигательного
развития сочетается с отставанием в развитии голосовой активности и
ориентировочно-познавательной деятельности ребенка. К
12 месяцам незначительное число детей может самостоятельно сидеть. У
большинства детей отмечаются патологическое состояние кистей рук,
недостаточность или отсутствие зрительно-моторной координации и
манипулятивной деятельности. Лишь некоторые дети могут стоять у опоры,
переступать с поддержкой за руки. Как правило, нарушения произвольной
моторики сочетаются с патологией артикуляционного аппарата, голоса,
дыхания. Вместе с тем у ряда детей отмечается довольно высокий уровень
эмоциональных реакций и познавательной деятельности в целом. У детей с
патологией двигательной сферы и артикуляционного аппарата доречевая
голосовая деятельность в этот возрастной период практически отсутствует. Состояние артикуляционного аппарата, голоса и дыхания У
детей в возрасте от рождения до пяти месяцев отмечается целый ряд
патологических изменений в строении и функционировании артикуляционного
аппарата. Патология строения артикуляционного аппарата у части детей
проявляется в неправильной форме твердого неба, недоразвитии нижней
челюсти, массивном языке. У части детей наблюдаются значительная
асимметрия лица, сглаженность носогубных складок. Форма языка и его
положение в полости рта в значительной степени зависят от общего
мышечного тонуса ребенка, от влияния патологических тонических рефлексов
на мышцы языка. Так, в большинстве случаев язык крайне напряжен,
оттянут «комом» назад, либо «жалом» вытянут вперед, что чаще всего
сочетается с его гиперкинезами в передне-заднем направлении и тремором, а
нередко – и с гиперкинезами мимической мускулатуры. В некоторых случаях
отмечается гипотонус языка, губ, отвисание нижней челюсти, отсутствие
сосательных движений. У большинства
детей голос слабый, смодулированный, иссякающий, в ряде случаев
отмечается асинхронность голоса, дыхания и артикуляции. Мимика вялая,
невыразительная. Все перечисленные выше
отклонения отражаются на процессе вскармливания ребенка: дети не могут
сосать грудь матери, плохо сосут из бутылочки, захлебываются, давятся. У
них отмечаются постоянные поперхивания во время еды, молоко подтекает
из углов рта. В менее тяжелых случаях патология артикуляционного
аппарата проявляется в треморе подбородка и языка, вялости губной
мускулатуры, слабости сосательных движений. У этих детей звуки гуления
появляются в возрасте до пяти месяцев, крик у них выразительный и служит
средством общения с окружающими. У
детей в возрасте от пяти месяцев до одного года нарастает выраженность
патологических проявлений в артикуляционном аппарате. Прежде всего,
усиливается псевдобульбарная симптоматика, проявляющаяся в нарушении
сосания, дыхания и крика, поперхиваниях во время еды. Голос монотонный,
истощаемый, лишенный интонационной выразительности. В этом возрасте
заметнее становятся нарушения дыхания: оно неглубокое, аритмичное,
встречаются явления стридора. У всех детей нарушен мышечный тонус всего
артикуляционного аппарата, что проявляется в паретичности (вялость
тонуса мышц), спастичности (напряженность тонуса мышц), дистонии
(меняющийся тонус мышц), треморе языка. У части детей выражены
гиперкинезы языка, асимметрия лица, сглаженность одной или обеих
носогубных складок, отмечается опущение одного из углов рта или перекос
рта в здоровую сторону при улыбке и плаче. Форма языка у многих детей
патологическая без выраженного кончика, язык утолщенный, занимающий всю
ротовую полость, что объясняется патологическим распределением тонуса в
мышцах языка. Подвижность языка и губ у
детей значительно ограничена. Гиперсаливация (увеличение секрета слюнных
желез) в этом возрасте встречается редко и имеет место, когда ребенок
находится в вертикальном положении. У большинства детей мимика
маловыразительная или вовсе отсутствует. Таким
образом, у детей с ППП ЦНС в возрасте от рождения до двух лет
обнаруживаются значительные патологические изменения артикуляционного
аппарата, голоса, дыхания, что с возрастом не исчезает, а, наоборот,
закрепляется и приводит к тому, что артикуляционный аппарат остается
неподготовленным к гулению и лепету. У детей с выраженной патологией
артикуляционного аппарата доречевая голосовая деятельность проявляется в
недифференцированных гортанных звуках, лишенных
интонационно-выразительной окраски. В менее тяжелых случаях у детей
появляется гуление, лепет, развивается интонационная система языка. Голосовая
активность. При изучении доречевой деятельности детей с ППП ЦНС важно
учитывать время появления и особенности первого крика. В анамнезе у
многих детей отмечается отсутствие первого крика при рождении. В
дальнейшем их крик характеризуется слабостью, непродолжительностью,
немодулированностъю. В первые месяцы
жизни, а у некоторых детей и дольше, крик отличается интонационной
невыразительностью: отсутствуют дифференцированные интонации, выражающие
недовольство, требовательность, радость и др. По крику ребенка
невозможно определить его состояние и желания. В силу этого крик в
первые месяцы жизни у детей с ППП ЦНС не может служить средством общения
с окружающими. Лишь у некоторых детей к 5—12 месяцам крик приобретает
коммуникативную функцию, но интонационно он остается маловыразительным. Развитие гуления. Спонтанные короткие звуки гуканья у некоторых детей с ППП ЦНС появляются только к концу первого года жизни. Чаще
всего дети издают редуцированные гласные звуки и их сочетания: [а],
[э], [аэ], [эо] – спонтанно или при общении с взрослым. Интонационной
окраски эти звуки не имеют. Большинство детей необходимо постоянно
стимулировать к произнесению звуков гуканья. Отдельные
недифференцированные звуки, возникающие как спонтанно, так и при
контакте с взрослым по подражанию, представляют собой элементы гуления.
Если у нормально развивающегося ребенка звуки гуления носят певучий
характер, то у детей с ППП ЦНС они короткие, лишенные певучести. У
большинства детей гуление представлено недифференцированными гласными
звуками и их сочетаниями: [а], [ы], [э], [уэ], [эо], а заднеязычные
звуки [г], [к], [х] отсутствуют, так как для их артикуляции необходимо
участие корня языка, что для детей с ППП ЦНС крайне затруднительно
вследствие его напряжения и ограничения подвижности. Активность гуления у
детей с ППП ЦНС очень низкая. У детей с
тяжелым поражением артикуляционного аппарата длительное время вовсе
отсутствует голосовая активность. Самоподражание в гулении появляется в
возрасте от пяти месяцев до года, что значительно отстает от нормы. У
многих детей самоподражание в гулении вовсе не наблюдается. В
силу того что у детей с ППП ЦНС звуки гуления однообразны и
невыразительны, они не могут служить средством общения с окружающими,
что, в свою очередь, отрицательно сказывается на процессе формирования
потребности в речевом общении и приводит к задержке психического
развития в целом. Невысокая активность гуления тормозит ход становления речедвигательного и слухоречевого анализаторов. Развитие
лепета. Спонтанный лепет у детей с ППП ЦНС появляется лишь после 12
месяцев, что существенно отстает от нормы. При этом лепет
характеризуется фрагментарностью, бедностью звукового состава и
отсутствием слоговых комплексов. Чаще
всего в лепете детей с ППП ЦНС присутствуют гласные [а], [э] и
губно-губные согласные [п], [м], [б]. Преобладание в лепете гласных [а],
[э] объясняется тем, что они легки для произнесения, так как требуют
лишь вибрации голосовых связок и раскрывания рта. Для произнесения
согласных звуков [м], [п], [б] необходима активизация губной
мускулатуры, которая наиболее подготовлена вследствие постоянного
совершенствования моторики губ в акте сосания во время приема пищи. Наиболее
характерными в лепете детей являются сочетания гласных [а], [э] с
губно-губными согласными: [па], [ма], [ама], [ба], [аба]. Группа
губно-зубных, передне-, средне-, заднеязычных согласных в лепете детей с
ППП ЦНС встречается редко. В их лепете нет или почти нет
противопоставлений согласных: звонких глухим, твердых мягким, смычных
щелевым. Вместе с тем для них характерны недифференцированные гортанные
звуки лепета. Последовательность
овладения звуками лепета как нормально развивающимися детьми, так и
детьми с ППП ЦНС определяется закономерностями развития
речедвигательного анализатора: на смену грубым артикуляционным
дифференцировкам приходят все более тонкие, а легкие артикуляционные
уклады уступают место трудным. Снижение
потребности в речевом общении и низкая голосовая активность детей с ППП
ЦНС не обеспечивают готовности речевого аппарата к членораздельному
произношению. А патологическое состояние артикуляционного аппарата, в
свою очередь, препятствует развитию его моторики и появлению новых
звуков. В связи с этим у большинства
детей с ППП ЦНС отсутствует та последовательность этапов развития
лепета, которая характерна для лепета здоровых детей. Наследственная
программа озвученных артикуляционных движений, реализуемая независимо от
слуха детей и восприятия речи окружающих (I этап развития лепета по В.
И. Бельтюкову), у детей с ППП ЦНС выражена плохо или отсутствует вообще. У
детей с ППП ЦНС II этап развития лепета либо отсутствует, либо
протекает искаженно (плохо формируется механизм аутоэхолалии –
самоподражания); III этап, характеризующийся сочетанием звуковых
слоговых комплексов, физиологических эхолалий и знаменующийся переходом к
активной речи, появляется с большим опозданием и длится значительно
дольше, чем у здоровых детей. Некоторые особенности психического развития Для
выявления возможностей психического развития детей с ППП ЦНС большое
значение имеет оценка уровня развития их сенсорных функций,
ориентировочно-познавательных реакций, эмоционального и звукового
общения с окружающими. Для детей в
возрасте от рождения до пяти месяцев характерно кратковременное
бодрствование, прерываемое сном. Причем во время бодрствования часто
возникают отрицательные реакции. У некоторых детей отсутствует
врожденный рефлекс движения глаз, возникающий под влиянием движущегося в
поле зрения раздражителя. Зрительное сосредоточение у них появляется
лишь после 4–8 месяцев и характеризуется рядом патологических
особенностей: косоглазием, нистагмом (непроизвольные быстрые движения
глазных яблок), влиянием патологических тонических рефлексов
(ограничение поля зрения, косоглазие) на мышцы глаз и др. Зрительное
прослеживание у детей с ППП ЦНС длительное время характеризуется
фрагментарностью, скачкообразностью и ограничением поля зрения. У детей
значительно задерживается развитие зрительных, слуховых и
ориентировочных реакций, а на любой оптический и слуховой раздражитель
возникает притормаживание общих движений, в том числе и сосания, но
поворота в сторону раздражителя вызвать у них не удается. В результате
этих нарушений у детей первых пяти месяцев жизни ориентировочные реакции
выражены слабо или отсутствуют вообще. У некоторых малышей вместо
ориентировочных реакций на оптический или слуховой раздражитель
возникают защитно-оборонительные реакции: вздрагивание, плач, испуг. У
детей, перенесших гемолитическую болезнь новорожденных, ориентировочные
реакции на слуховой раздражитель либо отсутствуют, либо выражены слабо:
отмечается нарушение акустической установки на звуки и речь, а слуховое
сосредоточение появляется очень поздно, после 5—17 месяцев. Нарушение
сенсорного восприятия приводит к невозможности установления с детьми
эмоционального контакта, что, в свою очередь, тормозит появление у них
первых положительных эмоций. Так, улыбка у детей с ППП ЦНС возникает
лишь к 3–6 месяцам. Описанная патология
наблюдается у детей с наиболее тяжелым поражением мозга. В более легких
случаях у детей с опозданием, но все же формируются зрительное и
слуховое сосредоточение, а эмоциональные реакции развиваются в
соответствии с возрастом. Однако комплекс оживления у этих детей не
всегда содержит в себе все существенные компоненты: в одних случаях он
проходит без двигательных реакций, в других – без голосовых. С
некоторыми детьми не удается установить эмоциональный контакт в силу
отсутствия у них интереса к окружающему и потребности в общении с
людьми. Эти дети не выделяют мать, не обращают внимания на игрушки, не
гулят. Их голосовая активность проявляется в монотонном крике, по
которому невозможно определить желания ребенка. Недостаточность
зрительно-моторной координации в этом возрасте отмечается у всех детей с
ППП ЦНС: они не тянутся к игрушке, не пытаются захватить предложенный
предмет. Некоторые дети могут удерживать вложенную в руку игрушку, но не
стараются ее рассмотреть, ощупать, взять в рот. Для
детей с ППП ЦНС в возрасте от пяти месяцев до одного года характерно
неравномерное развитие отдельных психических функций: восприятия,
зрительно-моторной координации, ориентировочно-познавательных реакций,
эмоционального и звукового общения с окружающими. У них в силу
недостаточности слухового восприятия и недоразвития моторики имеет место
слабость деятельности слухового анализатора. Эти дети с трудом
локализуют направление звука или, хорошо реагируя на обычные звуки, не
обращают внимания на речь. В этом возрасте у них не формируется
первичное понимание речи: они не смотрят на обращающегося к ним
взрослого, не прислушиваются к его голосу, не реагируют на свое имя, на
смену интонации, голоса. У детей, не имеющих нарушений слухового
восприятия, импрессивная речь развивается успешно лишь в том случае,
если уровень их дифференцированных эмоций достаточно высок. Наиболее
характерными нарушениями зрительного восприятия являются: косоглазие,
нистагм (непроизвольные быстрые ритмические движения глазных яблок),
сужение поля зрения (как вверх-вниз, так и влево-вправо), влияние
патологических тонических рефлексов на мышцы глаз, трудности фиксации
взора на интересующем объекте. У
подавляющего большинства детей ярко выражена недостаточность развития
движений рук: они не могут дотянуться до игрушки и схватить ее из-за
плотно сжатых кулаков. При попытках захватить игрушку отмечается тремор
рук и промахи. Дети не тянутся к игрушке, удаленной от них на 25–30 см, а
берут только находящийся непосредственно перед глазами предмет. Движения
детей скованны и однообразны. Из-за неловкости движений игрушки часто
падают на пол, при этом некоторые дети не прослеживают взором упавшую
игрушку. У детей этого возраста
наблюдается слабость эмоционально-волевых проявлений: у них не создается
собственного положительного эмоционального фона при общении с взрослым,
при виде игрушки. Средства общения
детей с окружающими крайне ограничены: чаще всего это мал омодул и рован
н ы й крик или выразительные движения глаз. В большинстве случаев в
процессе общения с окружающими проявляются следующие особенности
психической деятельности детей с ППП ЦНС: низкий эмоциональный фон,
инактивность (когда ребенок не стремится рассмотреть какой-нибудь
предмет во всех деталях), высокая истощаемость нервной системы,
неустойчивость внимания. Вместе с тем
встречается и другая категория детей, для которых характерны
удовлетворительный уровень развития эмоциональных реакций и
ориентировочно-познавательной деятельности, понимание обращенной к ним
речи. Эти дети различают интонации голоса, реагируют на свое имя,
выполняют простые речевые инструкции, знают названия некоторых игрушек.
Несмотря на двигательную недостаточность, они активны, заинтересованы в
общении с человеком, криком привлекают к себе внимание взрослого, бурно
выражают эмоциональные переживания. Во
время занятий эти дети настойчивы в достижении цели, например,
многократно повторяют одно и то же движение, чтобы захватить игрушку и
произвести с ней какое-либо действие. Общение
детей с окружающими чаще всего реализуется посредством
недифференцированных движений тела, сопровождающихся смодулированной
вокализацией. На более высоком уровне развития эмоциональных реакций
общение детей с взрослым строится посредством дифференцированных
мимических реакций и звуковых проявлений. В ряде случаев дети пользуются
такими средствами общения, как жесты, мимика, лепет. |