Целью коррекционно-логопедической
работы является последовательное развитие функций доречевого периода,
обеспечивающих своевременное формирование речи и личности ребенка. Основные принципы коррекционно-педагогической работы 1) Раннее
начало коррекционно-педагогической работы с детьми с ППП ЦНС (с первых
недель и месяцев жизни), так как нарушение развития отдельных функций
доречевого периода приводит к вторичной задержке развития других функций
и педагогической запущенности. 2) Поэтапное
развитие всех нарушенных функций доречевого периода. При работе
учитывается не столько возраст ребенка, сколько уровень доречевого
развития, на котором он находится. При этом коррекционно-педагогическая
работа строится на основе тщательного изучения нарушенных и сохраненных
функций. Дифференцированный подход предусматривает учет возможностей
ребенка и построение системы упражнений, находящихся в «зоне ближайшего
развития». 3) Использование
кинестетической стимуляции в развитии моторики артикуляционного
аппарата, сенсорных и речевых функций. Это связано с тем, что недостаток
ощущений движения, положения частей тела и мышечных усилий, то есть
кинестезии, приводит к моторным, речевым и интеллектуальным
расстройствам. Одним из типов нарушений кинестезии является
недостаточность или отсутствие следового образа движения, в том числе и
движения артикуляционных мышц. В основу представленной в пособии системы
коррекционно-педагогической работы был положен принцип активного
участия обратной афферентации (процесс коррекции поведения на основе
получаемой мозгом информации извне о результатах осуществляющейся
деятельности) в формировании компенсаторных механизмов, разработанный П.
К. Анохиным. При разработке системы упражнений, направленных на
коррекцию и развитие артикуляционной моторики, учитывалось положение Н.
И. Жинкина о том, что отсутствие обратной связи (кинестезии) прекратило
бы всякую возможность накопления опыта для управления движениями речевых
органов (человек не смог бы научиться речи), а усиление обратной связи
ускоряет и облегчает обучение речи. 4) Принципы
отечественной дидактики. Коррекция и развитие доречевых функций детей с
ППП ЦНС требуют творческого использования таких дидактических
принципов, как индивидуальный подход, систематичность и
последовательность в преподнесении материала, активность, наглядность.
Эти принципы связаны друг с другом и взаимообусловлены. В
коррекционно-педагогической работе широко используются все перечисленные
дидактические принципы, но при этом учитываются специфические
особенности детей с ППП ЦНС. 5) Организация занятий в рамках ведущей деятельности ребенка. 6) Комплексное
медико-педагогическое воздействие, предусматривающее проведение как
педагогических, так и медицинских мероприятий, направленных на
восстановление нарушенных функций. Медицинское воздействие предполагает
медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, лечебную физкультуру,
массаж и др. Организация логопедической работы предусматривает активное
участие в ней как медицинского персонала, так и родителей ребенка. Коррекционно-педагогическая
работа должна проводиться ежедневно в специально оборудованном кабинете
и иметь индивидуальный характер. В течение дня мать или медперсонал
после предварительной инструкции проводит несложные упражнения для
закрепления полученных на логопедических занятиях навыков. Учитывая
то, что начиная с первых дней жизни под влиянием патологических
тонических рефлексов у детей формируются патологические установки рук,
ног, положения туловища и головы (кривошея), для каждого ребенка
необходимо подбирать индивидуальные положения тела, при которых
патологические тонические рефлексы не проявлялись бы вовсе либо
проявлялись минимально. Эти положения туловища, конечностей и головы,
носящие название «рефлексо-запрещающие позиции», необходимо придавать
ребенку до начала логопедического занятия и сохранять на всем его
протяжении: 1) «поза эмбриона» – в
положении на спине приподнять и опустить голову ребенка на грудь, руки и
колени согнуть и привести к животу. В этой позе проводятся плавные
покачивания (6—10 раз), направленные на достижение максимально
возможного мышечного расслабления; 2) в
положении на спине под шею ребенка подложить валик, позволяющий
несколько приподнять плечи и откинуть назад голову (ноги при этом
согнуты в коленях); 3) в положении на
спине валиками с обеих сторон зафиксировать голову ребенка (это позволит
удерживать его голову на средней линии); 4) в положении на боку придать ребенку «позу эмбриона»; 5) в положении на животе под грудь ребенка подложить валик, а ягодицы зафиксировать поясом с грузом. Основные направления коррекционно-педагогической работы: • нормализация
состояния и функционирования органов артикуляции посредством
дифференцированного и точечного массажа, артикуляционной гимнастики; • развитие зрительного и слухового восприятия; • развитие эмоциональных реакций; • развитие движений рук и умения действовать с предметами; • формирование подготовительных этапов развития понимания речи; • развитие подготовительных этапов формирования активной речи. Эти направления работы видоизменяются в зависимости от возраста ребенка, уровня его развития и возможностей. Основной задачей коррекционно-педагогической работы с детьми, находящимися на I уровне доречевого развития, является стимуляция голосовых реакций. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми, находящимися на I уровне доречевого развития: • нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата; • вокализация выдоха; • развитие «комплекса оживления» с включением в него голосового компонента; • стимуляция голосовых реакций; • развитие зрительной фиксации и прослеживания; • выработка слухового сосредоточения; • нормализация положения кисти и пальцев, необходимая для формирования зрительно-моторной координации. Занятия
с детьми проводятся индивидуально – как до кормления, так и после него.
Во время занятий ребенок находится в положении «рефлексо-запрещающей
позиции». Длительность занятия 7—10 минут. На занятиях должна
присутствовать мать с целью обучения приемам коррекционно-педагогической
работы, которые она должна продолжать выполнять в течение дня. Основной
задачей коррекционно-педагогической работы с детьми, находящимися на II
уровне доречевого развития, является стимуляция гуления. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми, находящимися на II уровне доречевого развития: • нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата; • увеличение объема и силы выдоха с последующей вокализацией, стимуляция гуления; • развитие устойчивости фиксации, плавности прослеживания; • формирование умения локализовать звуки в пространстве и воспринимать различно интонируемый голос взрослого; • развитие хватательной функции рук. Занятия, проводимые в этот период, носят индивидуальный характер, по длительности не превышают 10–15 минут. Они проводятся в специально
оборудованном светлом и теплом кабинете, изолированном от посторонних
шумов. Во время занятия ребенок находится в адекватной для него позе
«рефлексо-запрещающей позиции». Для занятия используются часы
бодрствования ребенка до кормления или после него. В течение дня с
ребенком должна заниматься мать по плану, составленному логопедом. (Это
требование также следует учитывать при проведении занятий с детьми III и
IV уровня доречевого развития.) Основной задачей коррекционно-педагогической работы с детьми, находящимися на III уровне доречевого развития, является стимуляция интонированного голосового общения и лепета. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми, находящимися на III уровне доречевого развития: • нормализация мышечного тонуса и моторики артикуляционного аппарата; • выработка ритмичности дыхания и движений ребенка; • стимуляция лепета; • формирование положительного эмоционального отношения к занятиям; • выработка зрительных дифференцировок; • стимуляция кинестетических ощущений и развитие на их основе пальцевого осязания; • выработка акустической установки на звуки и голос; • развитие слуховых дифференцировок; • формирование подготовительных этапов понимания речи. Логопедические
занятия проводятся ежедневно и носят индивидуальный характер.
Длительность занятий не превышает 20 минут. Занятия проходят в
логопедическом кабинете, оснащенном специальной мебелью и набором
необходимых игрушек. В зависимости от своих двигательных возможностей во
время занятия ребенок находится на пеленальном столе, в специальном
стуле или кресле, то есть в позе, адекватной его возможностям. Основной задачей коррекционно-педагогической работы с детьми, находящимися на IV уровне доречевого развития, является развитие общения с взрослым посредством интонационных звуков лепета и лепетных слов. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми, находящимися на IV уровне доречевого развития: • нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата; • увеличение силы и длительности выдоха; • стимуляция физиологических эхолалий и лепетных слов; • развитие манипулятивной функции рук и дифференцированных движений пальцев рук; • формирование понимания речевых инструкций в конкретной ситуации. Занятия проводятся индивидуально в логопедическом кабинете. Длительность занятия 25–30 минут. Особое
внимание уделяется правильному положению ребенка во время занятий, в
котором бы минимально проявлялись патологические рефлексы. С этой целью
используются специальные кресла-качалки, стулья, позволяющие удерживать
верхнюю часть корпуса ребенка в вертикальном положении, а голову по
средней линии. Нередко ребенка во время занятий усаживают в резиновый
надувной круг соответствующего диаметра, в котором его поза приближается
к эмбриональной. Одним из важных факторов успешности проводимых
логопедических занятий является создание положительного эмоционального
отношения ребенка к занятию и к логопеду. Большое значение для развития
активности ребенка имеет выбор соответствующей его возрасту игрушки. В
силу того что дети этого уровня понимают обращенную к ним речь, особое
внимание уделяется привлечению ребенка к выполнению задания.
|