Тщательное обследование детей с ППП
ЦНС позволяет условно выделить четыре уровня доречевого развития малышей
в зависимости от особенностей развития их голосовой активности. I уровень – отсутствие голосовой активности. Характеристика голосовой активности и функции общения. Голосовая
активность детей проявляется только при плаче и крике. Голос детей с
ППП ЦНС тихий, слабый, смодулированный, быстро истощающийся. По крику
нельзя определить состояние ребенка и его желания. Дифференцированную
голосовую активность дети не проявляют – они не гулят. Период
бодрствования у них короткий, на его фоне возникают отрицательные
реакции. Эмоциональное общение с окружающими у детей выражено слабо.
Улыбка недостаточно выразительна или вообще отсутствует. Характеристика сенсорного развития. Фиксация
взора на предметах и игрушках выражена слабо. Прослеживание движущегося
оптического объекта фрагментарно. Акустическая установка на звуковые
раздражители снижена. Характеристика ориентировочно-познавательной деятельнсти. Оптические
и слуховые раздражители вызывают защитно-оборонительные реакции в виде
вздрагивания и плача. Имеющиеся у некоторых детей ориентировочные
реакции носят слабо выраженный познавательный характер. Характеристика двигательного развития. Положение
тела у многих детей вынужденное (рис. 1, 2). У них отсутствуют
произвольные движения. Дети не удерживают голову (рис. 3), не могут
повернуть ее при прослеживании за движением игрушки. Функции рук у них
не развиваются (рис. 4). ![](/Kirill/195/Autogen_eBook_id8.jpg)
Рис. 1. Опора с перекрестом ног ![](/Kirill/195/Autogen_eBook_id9.jpg)
Рис. 2. Патологические тонические рефлексы ![](/Kirill/195/Autogen_eBook_id10.jpg)
Рис. 3. Ребенок не удерживает голову ![](/Kirill/195/Autogen_eBook_id11.jpg)
Рис. 4. Недоразвитие функции рук Характеристика артикуляционного аппарата, голоса и дыхания. У
детей с ППП ЦНС изменения мышечного тонуса губ (рис. 5) и языка
(рис. 6, 7) проявляются в паретичности (частичная неподвижность лица),
спастичности, дистонии или гиперкинезах (паталогические внезапно
возникающие непроизвольные движения) (рис. 8). Нарушение подвижности губ
и языка затрудняет процессы сосания и глотания. Нередко отмечается
подтекание молока из углов губ. Лицо амимичное. Иногда нарушается
дыхание: оно поверхностно, аритмично, асинхронно с сосанием. ![](/Kirill/195/Autogen_eBook_id12.jpg)
Рис. 5. Вялость губ, сглаженность носогубных складок ![](/Kirill/195/Autogen_eBook_id13.jpg)
Рис. 6. Массивный напряженный язык ![](/Kirill/195/Autogen_eBook_id14.jpg)
Рис. 7. Отклонение языка от средней линии, утолщение его левого края ![](/Kirill/195/Autogen_eBook_id15.jpg)
Рис. 8. Гиперкинез языка в покое II уровень – наличие недифференцированной голосовой активности. Характеристика голосовой активности и функции общения. С
детьми можно установить эмоциональный контакт, вызвать у них улыбку и
«комплекс оживления». Общение детей с окружающими осуществляется
посредством недифференцированных движений тела, головы, сопровождающихся
неорганизованной вокализацией, что соответствует раннему доязыковому
уровню развития общения здоровых детей. Дети издают недифференцированные
звуки как спонтанно, так и отраженно (вслед за взрослым), но певучее
гуление у них отсутствует. Детям доступно нечеткое произношение гласных
звуков [о], [э], [ы]. Их крик не является средством выражения различных
состояний и желаний. Голос у них немодулированный. В целом период
бодрствования у них протекает вяло. Характеристика сенсорного развития. У
детей ярко выражена недостаточность зрительного внимания. Характерно
сужение поля зрения. Снижено слуховое внимание на голос и речь. У
некоторых детей отмечается косоглазие. Иногда проявляется повышенная
чувствительность к слуховым раздражителям, которая находит свое
выражение в защитных реакциях в виде плача и вздрагивания. Характеристика ориентировочно-познавательной деятельности. Ориентировочные
реакции на внешние раздражители возникают при условии постоянной
стимуляции ребенка. Дети равнодушны к игрушкам, не обнаруживают
адекватной реакции на новую ситуацию. Познавательная деятельность
развита слабо, эмоциональные реакции бедные. Характеристика двигательного развития. Произвольная
моторика у детей крайне ограничена (рис. 9, 10). Они плохо удерживают
голову (рис. 10), кисти рук у них находятся в порочных положениях
(рис. 11, 12). У детей начинает развиваться зрительно-моторная
координация, они тянутся к игрушке, но взять ее им удается только после
многократных попыток. Манипулятивная деятельность отсутствует. Дети не
удерживают вертикального положения тела при попытках посадить их в
специальный стул. ![](/Kirill/195/Autogen_eBook_id16.jpg)
Рис. 9. Отсутствие опорной функции рук ![](/Kirill/195/Autogen_eBook_id17.jpg)
Рис. 10. Патологическая опора на ноги, слабое удержание головы ![](/Kirill/195/Autogen_eBook_id18.jpg)
Рис. 11. Порочное положение рук ![](/Kirill/195/Autogen_eBook_id19.jpg)
Рис. 12. Порочное положение кистей рук Характеристика артикуляционного аппарата, голоса, дыхания. Нарушение
функций мышц языка приводит к формированию его патологической формы
(рис. 13, 14). Наличие оральных синкинезий (непроизвольные мышечные
сокращения) затрудняет произвольные движения языка и губ. Изменение
тонуса мышц органов артикуляции проявляется в виде спастичности,
паретичности, дистонии (рис. 15, 16). Голос у детей слабый,
смодулированный. Дыхание в ряде случаев стридорозное (свистящее,
шумное). Возможна псевдо-бульбарная симптоматика (расстройства речи,
обусловленные центральным парезом или параличом обеспечивающих ее мышц).
![](/Kirill/195/Autogen_eBook_id20.jpg)
Рис. 13. Массивный язык без выраженного кончика, неравномерное распределение тонуса в мышцах языка ![](/Kirill/195/Autogen_eBook_id21.jpg)
Рис. 14. Раздвоенность языка ![](/Kirill/195/Autogen_eBook_id22.jpg)
Рис. 15. Язык спастически напряжен, загнут кверху ![](/Kirill/195/Autogen_eBook_id23.jpg)
Рис. 16. Вялость губ III уровень – гуление. Этот
уровень доречевого развития детей с ППП ЦНС характеризуется
неравномерностью развития сенсорного восприятия, зрительно-моторной
координации, ориентировочно-познавательной деятельности, эмоциональной
сферы и звукового общения с окружающими. Характеристика голосовой активности и функции общения. С
детьми легко устанавливается эмоциональный контакт, они реагируют на
интонации голоса говорящего. У них ярко выражены «комплекс оживления» и
стремление к общению с взрослым. Крик детей, находящихся на этом уровне
доречевого развития, является средством выражения состояний, желаний и,
следовательно, средством общения с людьми. Спонтанно и по подражанию
дети произносят звуки гуления: длительные по звучанию гласные, губные
согласные звуки в сочетании с гласными ([бу], [пу], [ма], [ха], [ка]). В
гулении появляются аутоэхолалии, то есть самоподражание. Характеристика сенсорного развития. У
детей появляются дифференцированные зрительные и слуховые реакции: они
узнают мать, отличают знакомых людей от незнакомых, различают их голоса.
Трудности восприятия значительно ограничивают возможности
познавательной деятельности детей. Характеристика ориентировочно-познавательной деятельности. Дети
проявляют интерес к окружающему, обращают внимание на яркие игрушки,
могут совершать с ними элементарные манипуляции. Дети эмоциональны,
активны, различают некоторые речевые инструкции в конкретной ситуации. Характеристика двигательного развития. У
детей, находящихся на этом уровне доречевого развития, развивается
зрительно-моторная координация. Они могут взять игрушку, совершить с ней
примитивные манипуляции, но их движения ограниченны, напряженны, крайне
неловки (рис. 17), игрушки часто выпадают из рук. Дети в состоянии
удержаться в вертикальном положении в специальном стуле, но
самостоятельно сидеть (рис. 18) и стоять не могут (рис. 19, 20). ![](/Kirill/195/Autogen_eBook_id24.jpg)
Рис. 17. Патологическое положение руки при захвате игрушки ![](/Kirill/195/Autogen_eBook_id25.jpg)
Рис. 18. Патологическая поза при сидении ![](/Kirill/195/Autogen_eBook_id26.jpg)
Рис. 19. Патологическая опора на ноги ![](/Kirill/195/Autogen_eBook_id27.jpg)
Рис. 20. Патологическая опора на ноги Характеристика артикуляционного аппарата, голоса, дыхания. Становится
очень заметной псевдобульбарная симптоматика, проявляющаяся в
нарушениях голоса, дыхания, процесса кормления. Четко проявляются такие
патологические симптомы артикуляционного аппарата, как спастичностъ
(рис. 21), паретичностъ (рис. 22), дистония, гиперкинезы языка, оральные
синкинезии. Подвижность языка и губ значительно ограничена. ![](/Kirill/195/Autogen_eBook_id28.jpg)
Рис. 21. Спастичность языка ![](/Kirill/195/Autogen_eBook_id29.jpg)
Рис. 22. Вялость губной мускулатуры, постоянно открытый рот IV уровень – лепет. V
детей обнаруживаются диспропорции в развитии отдельных функций, так как
уровень развития эмоциональной сферы намного опережает уровень
двигательного и речевого развития. Характеристика голосовой активности и функции общения. Средствами
общения детей с окружающими являются выразительные движения головы и
глаз, мимика, модулированный крик, лепет, упрощенные слова. Лепет
характеризуется бедностью звуков и представляет собой сочетание губных
согласных с нечеткими гласными звуками. Слогового лепета, как правило,
не отмечается. Спонтанный лепет наблюдается редко, чаще возникает
отраженный, односложный лепет. Аутоэхолалии в лепете выражены крайне
слабо. Имеющиеся простые лепетные слова дети произносят редко, после
длительной стимуляции. Потребность речевого общения у них выражена
слабо, речевая активность низкая. Дети понимают обращенную речь – как
простые ситуативные инструкции, так и сложные. Характеристика сенсорного развития. Нарушения
зрительного восприятия, связанные с косоглазием, ограничением поля
зрения и т. п., приводят к трудностям фиксации взора на предмете. Однако
высокий уровень психической активности детей способствует тому, что они
приспосабливаются к «недостаткам» зрительного анализатора
(рассматривают игрушку, повернув голову в сторону так, чтобы можно
фиксировать ее взором и т. д.). Нарушение слухового восприятия
проявляется в снижении слухового внимания к речи, в трудностях
локализации ее источника. Все эти сенсорные нарушения задерживают темп
психического развития детей. Характеристика ориентировочно-познавательной деятельности. Дети
отличаются высокой активностью познавательной деятельности,
устойчивостью внимания. Они заинтересованы в эмоциональном контакте, их
эмоции носят дифференцированный характер, проявляют живой интерес ко
всему окружающему, длительно манипулируют с игрушкой. У некоторых детей
начинает развиваться предметная деятельность, но тонкие движения рук у
них отсутствуют. Уровень развития импрессивной речи значительно
опережает уровень развития экспрессивной речи, а в ряде случаев даже
приближается к возрастной норме. Характеристика двигательного развития. Дети
могут сидеть в специальном стуле (рис. 23), держать голову, брать
игрушки и манипулировать ими, но при этом часто отмечается атаксия
(расстройство координации произвольных движений), гиперкинезы рук,
дизметрии (неспособность выполнять точные движения без визуальной
помощи), порочные положения кистей рук и пальцев (рис. 24). При помощи
взрослых дети могут стоять и переступать у опоры, но положение ног при
этом порочное (рис. 25). При поддержке за обе руки дети могут
переступать, но иногда с перекрестом ног. Некоторые дети могут
самостоятельно сидеть (рис. 26). ![](/Kirill/195/Autogen_eBook_id30.jpg)
Рис. 23. Сидение в специальном стуле ![](/Kirill/195/Autogen_eBook_id31.jpg)
Рис. 24. Патологическая поза кисти руки при захвате игрушки ![](/Kirill/195/Autogen_eBook_id32.jpg)
Рис. 25. Неустойчивая опора, стопы ног в патологическом положении ![](/Kirill/195/Autogen_eBook_id33.jpg)
Рис. 26. Кратковременное удержание позы сидения Характеристика артикуляционного аппарата. Патологическое
состояние артикуляционного аппарата проявляется в изменении мышечного
тонуса губ (рис. 27, 28), языка, гиперкинезах языка (рис. 29, 30), что
приводит к ограничению их подвижности, отсутствию произвольных
артикуляционных движений и к другим изменениям. Почти у всех детей имеют
место повышенная саливации и псевдобульбарные явления, выраженные в
большей или меньшей степени. У всех детей отмечаются слабость кусания и
жевания. ![](/Kirill/195/Autogen_eBook_id34.jpg)
Рис. 27. Вялость губной мускулатуры ![](/Kirill/195/Autogen_eBook_id35.jpg)
Рис. 28. Асимметрия носогубных складок ![](/Kirill/195/Autogen_eBook_id36.jpg)
Рис. 29. Гиперкинезы языка в сочетании с оральными синкинезами ![](/Kirill/195/Autogen_eBook_id37.jpg)
Рис. 30. Гиперкинезы языка при попытке взять игрушку Таким
образом, обследование детей с ППП ЦНС позволило обнаружить у них
нарушения голоса, преимущественно его интонационных особенностей. Что
касается гуления, то время его появления часто соответствует возрастной
норме, но дальнейшее его развитие у детей с ППП ЦНС происходит иначе,
чем у их здоровых сверстников: слабо выражено отраженное гуление и
самоподражание, отсутствует певучесть звуков. Крик детей длительное
время не является средством общения в силу недоразвития
интонационно-выразительной системы речи в целом. Лепет у большинства
детей возникает поздно и характеризуется бедностью звукового состава,
отсутствием модуляции голоса и слоговых рядов. Звуковая активность
крайне низкая. Дети предпочитают общаться криком, мимикой, жестами. В
большинстве случаев в лепете не прослеживается этапов, характерных для
здоровых детей. Первый этап развития лепета у детей с ППП ЦНС выражен
крайне слабо. На втором этапе у них не формируется механизм
аутоэхолалии, то есть самоподражания. Физиологические эхолалии и
слоговой лепет, что соответствует третьему этапу развития лепета,
появляются поздно и в искаженном виде. Хватательная и манипулятивная функции рук у детей с ППП ЦНС нарушены. Сенсорные
нарушения, проявляющиеся в недостаточности зрительного, слухового и
кинестетического анализаторов, задерживают развитие познавательной
деятельности. У подавляющего большинства
детей отмечается патология артикуляционного аппарата: изменен мышечный
тонус, нарушена подвижность языка и губ, наблюдаются гиперкинезы языка и
т. д. В результате этого артикуляционный аппарат детей не готов к
звукопроизношению, рече-двигательный и слухоречевой анализаторы отстают в
развитии. У большинства детей с ППП ЦНС обнаруживается невысокий
уровень развития эмоциональной и мотивационно-потребностной сферы, что
является одной из причин недостаточности их познавательной деятельности.
|