Четверг, 28.03.2024, 16:15
   МИШУТКИНА    ШКОЛА
Воспитываем и обучаем детей от одного года до десяти лет

Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость
МИШУТКИНА ШКОЛА

ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ
ПОЗНАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИШУТКОЙ

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ

УМЕЛЫЕ РУЧКИ
РОДИТЕЛЯМ
Категории раздела
БАЙКИ ДЕТСКОГО ПСИХОЛОГА [113]
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О ДЕТСКИХ ПРИВИВКАХ [110]
ГИМНАСТИКА И МАССАЖ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ [14]
КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ИЗБАВИТЬСЯ ОТ СТРАХОВ [13]
РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ. ПЕРВЫЙ ГОД ЖИЗНИ РЕБЕНКА [16]
МАМИН МАССАЖ С ПОТЕШКАМИ [42]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Статьи » ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ » РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ. ПЕРВЫЙ ГОД ЖИЗНИ РЕБЕНКА

Второй этап работы (от 3 до 4 месяцев)

Цель. Закрепление умения держать голову, тянуться и захватывать игрушки, вступать в эмоциональный контакт с взрослым, активно и протяжно гулить.

Задачи . Стимуляция инициативы общения с взрослыми; развитие положительных эмоций, интереса к окружающему; формирование повторной эмоционально-голосовой подражательности в виде певучего гуления; развитие зрительно-моторной координации, реакции равновесия, обучение двигательным навыкам, соответствующим данному возрастному периоду.

Основные направления развития ребенка в возрасте 3–4 месяцев. Организация эмоционального общения с ребенком; последовательная стимуляция и формирование голосовых реакций гуканья (единичные звуки) и гуления (длительное звучание с повторами); развитие общей и мелкой моторики рук, совершенствование зрительного восприятия и зрительных дифференцировок; формирование предпосылки понимания речи; расширение эмоционально-коммуникативного опыта; формирование умения локализовать звуки в пространстве, воспринимать и дифференцировать различно интонируемый голос взрослого; развитие устойчивости фиксации взгляда, плавности прослеживания взглядом за объектом; развитие «комплекса оживления».

Моторика в норме

3,5 месяца. Хорошо удерживает голову в вертикальном положении; сидя с поддержкой, удерживает голову прямо с выступающим подбородком; при удерживании в положении стоя, слегка опирается на ножки; чаще поднимает руки выше горизонтального уровня.

4 месяца. Лежа на животе, хорошо удерживает голову по средней линии и опирается на предплечья, согнутые под прямым углом; при подтягивании за руки (медленное подтягивание до 45°) удерживает голову; в положении «сидя» удерживает голову прямо (при этом подбородок опущен); поворачивая голову одновременно поворачивает туловище; поднимает голову в положении лежа на спине; при потягивании за руки пытается подтянуться и сесть; переворачивается со спины на бок; поворачивается со спины на живот «блоком» (одновременно поворачивает голову плечи и таз); при провокации опоры опирается на кончики пальцев.

Развитие моторики

1. Тренировать поднимание и удерживание головы в положении лежа на спине. Для этого взрослый подтягивает ребенка за руки вперед, эмоционально общаясь с ним.

2. Тренировать повороты головы вправо-влево (лежа на животе), предлагая ребенку игрушки из разных положений (сбоку, сверху).

3. Тренировать опорную функцию кистей рук. При этом нужно следить за тем, чтобы ребенок, лежа на животе, опирался не на кулаки, а на расправленную ладонь.

4. Стимулировать повороты со спины на бок. С этой целью используют приемы ЛФК, указанные в приложении 1. Или привлекая внимание ребенка к яркой звучащей игрушке, можно помочь ему повернуться на бок, слегка приподняв край пеленки.

5. Упражнять в поворотах со спины на живот. Ребенку, лежащему на спине, взрослый показывает яркую игрушку или предмет (например, бант, ленту) и слегка потягивает его за руку, тем самым переводя его в положение на боку. Затем взрослый помогает малышу перевернуться на живот.

6. Упражнять в равновесии в положении лежа на животе. Взрослый скатывает валик из полотенца и животом кладет на него ребенка. Затем он начинает покачивать ребенка из стороны в сторону, сопровождая действия пением. В ходе упражнения взрослый стимулирует опорную функцию то левой, то правой руки ребенка. При этом необходимо следить за тем, чтобы ладонь малыша была раскрыта.

Мелкая моторика рук в норме

3,5 месяца. Иногда захватывает предмет; удерживает, вложенную в руку игрушку более 30 секунд; начинает появляться дифференциация движений пальцев.

4 месяца. Соединяет кисти вместе, ощупывает свои руки; берет вложенную игрушку в рот (координация рука – рот); ощупывает руками край одеяла, подушку; водит руками по игрушке (реакция активного осязания).

Развитие мелкой моторики рук

1. Стимулировать захват игрушек или предметов, расположенных над грудью ребенка. Взрослый медленно опускает над грудью ребенка раскачивающийся колокольчик (с мелодичным звуком). Затем подносит игрушку к внутренней стороне раскрытой ладони малыша, побуждая его коснуться игрушки.

2. Стимулировать захват игрушек. Взрослый закрепляет на поперечной планке (шнуре) бубенцы (колокольчики) и привязывает к ним яркие ленты. Он побуждает малыша захватывать ленты, вызывающие мелодичный перезвон.

3. Стимулировать движения рук ребенка по направлению к своему лицу и лицу взрослого. Потряхивая руку ребенка и удерживая ее за локоть, взрослый проводит ей по своему лицу, побуждая малыша обратить внимание на свои мимические реакции и модуляции голоса. Затем, потряхивая то одну, то другую руку ребенка, поднимает и опускает их на лицо малыша и поглаживает его. Потом взрослый подносит руки ребенка ко рту и позволяет ему губами схватить пальцы.

Зрительное восприятие в норме

3,5 месяца. Подолгу рассматривает объект, находящийся на некотором расстоянии; подносит игрушки к глазам, рассматривает их; прослеживает движение предмета по кругу.

4 месяца. Следит глазами за предметом при отведении его в стороны – на 180°, перемещаемым вертикально; прослеживание «невидимой траектории» (ребенок продолжает прослеживать ту траекторию, по которой ранее двигался объект) движущейся игрушки, на которой фиксирован взгляд ребенка, при сокрытии последней за экраном шириной 7 см.

Развитие зрительного восприятия

1. В положении лежа на спине стимулировать прослеживание за предметами и игрушками, движущимися по кругу. Для этого нужно использовать яркие звучащие игрушки удобные для захвата (кольца с шумовым наполнителем, ленточки с колокольчиком). Диаметр круга следует постепенно увеличивать. В конце упражнения нужно предоставить ребенку возможность захватить и исследовать предмет.

2. Развивать умение узнавать мать и других близких взрослых. Взрослый подносит ребенка к членам семьи, называет их и рукой малыша дотрагивается до их лица. Взрослые, к которым подносят ребенка, должны эмоционально и естественным голосом отвечать на общение с ним.

3. Стимулировать прослеживание за лицом взрослого (игрушкой) в положении лежа на животе. Взрослый садится так, чтобы его лицо находилось на уровне лица ребенка. Перемещая голову влево-вправо, вверх-вниз, он разговаривает с ребенком, добиваясь устойчивого прослеживания за своим лицом.

Слуховое восприятие в норме

3–3,5 месяца. Дифференцированно реагирует на спокойную и плясовую мелодии; ребенок перестает улыбаться, напрягается, если взрослый при разговоре с ним переходит с ласкового тона на строгий (дифференциация тона); после звуковой стимуляции издает более «певучие» сочетания гласных и согласных звуков.

4 месяца. Локализует звук в любом направлении.

Развитие слухового восприятия

1. Учить поворачивать голову в сторону невидимого источника звука и останавливать на нем взор. Для этого нужно предлагать ребенку разные по характеру звуковые раздражители: погремушки, музыкальные игрушки, колокольчики, бубен, барабан, металлофон, шумовые коробочки и баночки с разными наполнителями. Например, в одну баночку от детского питания можно положить один орех, в другую – ложку крупы, в третью – две пуговицы, в четвертую – три бусины, в пятую – пять горошин. Каждая баночка издает характерное звучание, это способствует формированию слухового сосредоточения и внимания.

2. Побуждать ребенка поворачивать голову на голос взрослого, раздающийся сбоку, сверху, снизу. Сначала это упражнение проводится, когда ребенок находится в положении на спине, затем на животе и потом на боку.

3. Развивать чувство ритма и умение дифференцированно реагировать на характер музыки. С этой целью можно танцевать с ребенком на руках под ритмичную и спокойную музыку.

4. Петь ребенку вокализы и песни со словами, вызывая внимание к разнообразному звучанию голоса взрослого.

Экспрессивная речь в норме (собственная доречевая активность)

3 месяца. Начинает издавать звуки, когда слышит речь (отраженное гуление); произносит первые слоговые цепочки.

4 месяца. Активно гулит; произносит фрикативные звуки, образующиеся на выдохе (в, ф), смычно-губные согласные звуки (м, б); радостно вскрикивает.

Стимуляция доречевой активности

1. Стимулировать певучее гуление, подражая ребенку, произносящему различные звуки. При этом звуки следует произносить длительно и утрированно, вытягивая губы вперед и добиваясь того, чтобы ребенок обращал внимание на губы взрослого. Постепенно нужно включать новые звуки.

Для активизации гуления ребенка нужно использовать режимные моменты.

2. Стимулировать длительное гуление во время дыхательной гимнастики. Взрослый поднимает руки ребенка вверх (вдох), затем опускает их вдоль туловища или на живот (выдох). На выдохе звуки гуления более длительные.

3. Организовывать игры в перекличку, в ходе которых взрослый отвечает звуками гуления на гуление ребенка. Репертуар звуков гуления должен состоять из звуков, произносимых ребенком.

Импрессивная речь в норме (предпосылки понимания речи) 3–4 месяца. Больше реагирует на голос, чем на окружающие звуки; может различно реагировать на тон голоса матери, поворачивает голову в сторону источника речи; улыбается в ответ на ласковую речь, обращенную к нему; может проявлять «комплекс оживления» в ответ на речевое обращение.

Развитие предпосылок понимания речи

1. Во время режимных моментов все действия необходимо сопровождать речью. При этом следует модулировать голос (менять голос по высоте, силе, тембру).

2. Развивать ориентировочную реакцию ребенка на голос и лицо взрослого. С этой целью взрослый вносит изменения в свой внешний облик (можно повязать яркую косынку, завязать бант, приколоть заколку и т. д.).

3. Во время общения с ребенком взрослый должен говорить медленно, делая длинные паузы между словами (во время этих пауз ребенок может ответить звуками гуления).

4. Во время общения с ребенком следует широко использовать пара-лингвистические средства: мимику, жесты, выразительные движения, восклицания.

Эмоционально-коммуникативные функции в норме 4 месяца. «Комплекс оживления» проявляет ярко, быстро, улыбается при появлении взрослого человека; плач ребенка модулирован, с чередующимися периодами интенсивного усиления и затухания, в плаче отмечаются паузы для восприятия реакции взрослого; плач прекращается, когда взрослый обращается или подходит к ребенку, когда внимание переключается на новый интересный стимул.

Стимуляция эмоционально-коммуникативных функций

1. Во время режимных моментов следует налаживать эмоциональный контакт с ребенком.

2. Вызывать «комплекс оживления» в ответ на общение (речь, эмоциональные игры) с взрослым (улыбка, двигательное возбуждение, смех, гуление).

3. Подражать звукам гуления ребенка, побуждая его к перекличке (диалогу).

4. Адекватно реагировать на плач ребенка, так как он является средством общения, передающим состояние малыша.

5. Во время общения с ребенком следует чаще менять тон голоса, а также изменять внешность. При виде незнакомого образа (например, когда мама надевает шляпу) ребенок насторожится, но, узнав ее голос, начнет улыбаться.

Биологическое поведение (предпосылки самообслуживания в норме) 3–4 месяца. Во время кормления придерживает руками бутылочку, (грудь матери); сигнальный крик, сообщающий о состоянии ребенка; во время крика появляются паузы для восприятия реакции взрослого; сенсорный стимул (зрительное, слуховое или тактильное восприятие) притормаживает крик; отвлекается от процесса сосания на яркие объекты, разнообразные звуки; криком выражает желание находиться на руках у взрослого, а не в кровати.

Формирование предпосылок самообслуживания

1. Для кормления ребенка следует использовать бутылочки разной формы, в том числе с ручками с обеих сторон, чтобы во время сосания он мог держать ее руками.

2. Приучать есть или пить из ложки.

3. Во время переодевания нужно называть части тела ребенка («Дай руку», «Дай ногу» и т. д.).

4. Во время купания учить хлопать по воде ладонями, стучать по воде ногами, «плавать» на животе, лежа на руках взрослого.

Мышление в норме 3–4 месяца. Ребенок начинает различать, кто есть кто в его жизни: может узнать мать в группе людей, настораживается при виде незнакомых людей.

Формирование мышления

1. Во время эмоционального общения мама медленно закрывает лицо носовым платком и побуждает ребенка дотронуться до него. Когда платок упадет, малыш вновь увидит улыбающуюся маму.

2. Необходимо следить за реакцией ребенка, когда с ним общаются незнакомые взрослые, например врач.

3. Понаблюдать, кому из взрослых, среди которых находится и мама, ребенок отдает предпочтение (кому он начнет улыбаться).

4. Определить, может ли ребенок дифференцировать по цвету бутылочки с разной жидкостью и отказаться, например, от прозрачной бутылочки с водой в пользу непрозрачной бутылки с молочной смесью.

Предпосылки игры в норме 3–4 месяца. Играет своими руками, рассматривает их; тянется к игрушкам при попадании ее в поле зрения; рассматривает вложенную в руку игрушку.

Формирование предпосылок предметной деятельности

Предлагая ребенку игрушки, следует соблюдать некоторые правила. Так, игрушки для манипуляции нужно подвешивать на расстоянии вытянутой руки ребенка. Эти игрушки должны быть удобны для захватывания: погремушки-подвески, погремушки с ручками, кольца, резиновые игрушки, звучащие игрушки.

Игрушки для рассматривания следует ставить перед ребенком, лежащим на животе. Эти игрушки должны быть яркие и объемные (неваляшки, разноцветные резиновые игрушки и т. д.).

Через каждые 2–3 дня игрушки следует менять. Для этого все игрушки делят на 4 части и поочередно предлагают их ребенку. Наличие большого количества ярких игрушек рассеивает внимание малыша.

Показывая ребенку игрушку, нужно познакомить его с ее свойствами: предложив малышу рассмотреть ее, послушать, как она звучит, потрогать руками (гладкая, шершавая, холодная, мягкая и т. д.), языком, понюхать.
Категория: РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ. ПЕРВЫЙ ГОД ЖИЗНИ РЕБЕНКА | Добавил: admin (26.02.2014)
Просмотров: 931 | Рейтинг: 0.0/0
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ
КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ДЕТСКОМ САДУ
КАК СЕБЯ ВЕСТИ
КАК СЕБЯ ВЕСТИ В ТРАНСПОРТЕ
КАК СЕБЯ ВЕСТИ У ВРАЧА
КАК СЕБЯ ВЕСТИ ДОМА
КАК СЕБЯ ВЕСТИ В ГОСТЯХ
ХОРОШЕЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА
ИГРОВАЯ КОМНАТА МИШУТКИ

ПЕДАГОГАМ

ЛОГОПЕД


Поиск
МИШУТКА РЕКОМЕНДУЕТ



Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика