В этом блоке мною собраны разнообразные игры и упражнения,
направленные на развитие грамматического строя речи, т.е. на усвоение
категорий рода, числа, падежа существительных и прилагательных; вида,
времени и наклонения глагола.
- Игровое упражнение «Подбираем рифмы».
Цель – развитие умения образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных.
Учитель читает детям шуточное стихотворение – начало английской народной песенки в переводе С.Я.Маршака:
-Даю вам честное слово, вчера в половине шестого
-Я видел двух свинок без шляп и ботинок.
-Даю вам честное слово!
Далее учитель задаёт детям вопросы на понимание текста:
-Кого видел поэт? В каком виде они были?
-Носят ли свинки ботинки? А может быть они носят чулки? (Носки, тапочки, рукавички и т.д.)
-Правду рассказал нам в стихотворении поэт? Нет, он нафантазировал.
Мы с вами тоже можем сочинить весёлые шуточные стихи про разных птиц и
животных. Я буду начинать, а вы продолжайте.
-Даём честное слово:
Вчера в половине шестого
Мы видали двух сорок
Без…(ботинок) и …(чулок).
И щенков без …(носков).
И синичек без …(рукавичек).
Данное стихотворение можно продолжать и дальше по усмотрению учителя.
По образцу этого упражнения можно брать другие стихи и делать тоже
самое.
- Игра «Кузовок».
Цель – образовывать уменьшительно – ласкательные наименования; соотносить действие с его названием.
Дети садятся в круг. По считалке выбирается тот, кто начнёт игру. Ему
даётся в руки корзинка. Он держит её, а дети в это время говорят
слова:
-Вот тебе кузовок,
-Клади в него, что на –ок.
-Обмолвишься – отдашь залог.
Ребёнок отвечает: «Я положу в кузовок …и называет нужное слово
(замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, утюжок, воротничок,
сахарок, мешок, листок, лепесток, колобок, колпачок, гребешок и т.д.)
Так происходит, пока все дети не подержат кузовок. Тот, кто ошибается,
кладёт в корзину залог. После того, как все дети приняли участие,
разыгрываются залоги: корзинка накрывается платком, а кто-нибудь из
детей вынимает залоги по одному, предварительно спрашивая: «Чей залог
выну, что тому делать?» Дети под руководством учителя назначают каждому
залогу выкуп – какое-то задание (назвать слово с каким-то звуком,
рассказать скороговорку, разделить слово на слоги и т.д.)
- Игровое упражнение «Чьё всё это?».
Цель – упражнение в согласовании слов – предметов и слов – признаков в нужном числе и падеже.
Детям показывается картинка с изображением животного и задаются
вопросы, на которые нужно ответить одним словом. Вопросы такие: чей
хвост? Чьё ухо? Чья голова? Чьи глаза?
-Корова – коровий, коровье, коровья, коровьи.
-Заяц – заячий, заячье, заячья, заячьи.
-Овца – овечий, овечье, овечья, овечьи.
-Лошадь – лошадиный, лошадиное, лошадиная, лошадиные.
-Кошка – кошачий, кошачье, кошачья, кошачьи.
- Игра «Домики».
Цель – упражнение в определении рода слов – предметов.
Учитель объясняет детям, что в первом домике живут слова, про которые
можно сказать «он мой», во втором – «она моя», в третьем – «оно моё», в
четвёртом – «они мои». Нужно «расселить» слова (картинки) по домикам.
Ребята определяют род и число слов без называния терминов. |