В эту группу включены лексические игры и упражнения, которые активизируют словарь, развивают внимание к слову, формируют умение быстро выбирать из
своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово. Также в
данных играх и упражнениях происходит знакомство со словами –
предметами, словами – признаками, словами – действиями и упражнение в
их согласовании друг с другом, а также работа над подбором синонимов и
антонимов.
- Игра «Наоборот».
Цель – упражнение в подборе антонимов (слов – неприятелей).
Учитель говорит, что к нам пришёл в гости ослик. Он очень хороший, но
вот в чём вся беда: он очень любит всё делать наоборот. Мама – ослица с
ним совсем замучилась. Стала она думать, как же сделать его менее
упрямым. Думала, думала, и придумала игру, которую назвала «Наоборот».
Стали мама-ослица и ослик играть в эту игру и ослик стал не такой
упрямый. Почему? Да потому что всё его упрямство во время игры уходило и
больше не возвращалось. Он и вас решил научить этой игре. Далее
учитель играет с детьми в игру «Наоборот»: кидает ребёнку мяч и
называет слово, а ребёнок, поймавший мяч, должен сказать антоним этому
слову (высокий – низкий) и бросить мяч учителю.
Ещё при работе со словами – антонимами можно использовать стихотворение Д.Чиарди «Прощальная игра»:
-Нам с тобой пришёл черёд
-Сыграть в игру «Наоборот».
-Скажу я слово «высоко», а ты ответишь … («низко»).
-Скажу я слово «далеко», а ты ответишь … («близко»).
-Скажу я слово «потолок», а ты ответишь («пол»).
-Скажу я слово «потерял», а скажешь ты («нашёл»)!
-Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты … («храбрец»).
-Теперь «начало» я скажу – ну, отвечай, … («конец»).
- Игровое упражнение «Закончи фразу».
Цель – развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова (слова – неприятели).
Учитель называет словосочетания, делая паузы. Ученик должен сказать слово, которое пропустил учитель, т.е. закончить фразу.
-Сахар сладкий, а лимон … .
-Луна видна ночью, а солнце … .
-Огонь горячий, а лёд … .
-Река широкая, а ручей … .
-Камень тяжёлый, а пух … .
Обыграть это можно следующим образом: учитель говорит, что наш
знакомый Незнайка пошёл всё-таки учиться в школу. Там на уроке русского
языка был диктант – дети писали под диктовку разные фразы. Но так как
Незнайка очень невнимательный, он не успевал дописывать эти фразы до
конца и получил плохую оценку. Учительница сказала, что если он
исправит ошибки в диктанте, то она исправит ему плохую оценку. Давайте
ему поможем.
- Игровое упражнение «Скажи по-другому».
Цель – упражнение в подборе слов, близких по смыслу (слов – приятелей).
Учитель говорит: «У одного мальчика сегодня плохое настроение. Какой
мальчик сегодня? А как можно сказать то же самое, но другими словами?
(печальный, расстроенный). Слова «печальный, грустный и расстроенный» -
это слова – приятели.
Почему он такой? Да потому что на улице идёт дождь, а мальчик идёт в школу.
Какое слово повторилось два раза? (идёт)
Что значит «дождь идёт»? Скажи по-другому.
Что значит «мальчик идёт»? Скажи по-другому.
Как можно сказать по-другому: весна идёт? (весна наступает).
Далее даются аналогичные задания на следующие словосочетания:
-Чистый воздух (свежий воздух).
-Чистая вода (прозрачная вода).
-Чистая посуда (вымытая посуда).
-Самолёт сел (приземлился).
-Солнце село (зашло).
-Река бежит (течёт, струится).
-Мальчик бежит (мчится, несётся).
-Как сказать одним словом? Очень большой (громадный, огромный).
очень маленький (малюсенький).
- Игра «Какой предмет?»
Цель – развитие умения подбирать к слову – предмету как можно больше слов – признаков и правильно их согласовывать.
Содержание игры заключается в следующем: учитель показывает картинку
или предмет либо называет слово и задаёт вопрос: «Какой?» Затем
участники игры по-очереди называют как можно больше признаков,
соответствующих данному объекту. Выигрывает тот, кто назовёт больше
признаков.
- Что бывает?
Цель – развитие умения соотносить слово – предмет со словом – признаком и правильно их согласовывать.
Эта игра похожа на предыдущую. Отличие состоит в том, что к слову – признаку подбирается как можно больше слов – предметов.
-Зелёный – помидор, крокодил, цвет, фрукт, …
-красное – платье, яблоко, знамя, … |