Работа по развитию связной речи является как бы синтезом всех
предыдущих упражнений. Она неотделима от остальных задач речевого
развития, она связана с обогащением словаря, работой над смысловой
стороной речи, формированием грамматического строя речи, воспитанием
звуковой культуры речи. Обучение рассказыванию может проводиться в
разной форме. Я чаще всего использую: составление рассказов – описаний
по теме, по картинке, по серии картинок, упражнения типа «Закончи
сказку по-своему», «Закончи предложение» и т.д. Некоторые из таких игр и
игровых предложений я привожу ниже.
- Игровое упражнение «Распространи предложение».
Цель – развитие умения строить длинные предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.
Детям предлагается продолжить и закончить начатое учителем
предложение, опираясь на наводящие вопросы учителя. Например, учитель
начинает предложение так: «Дети идут … (Куда? Зачем?)» Или более
усложнённый вариант: «Дети идут в школу, чтобы … . Этот вариант, помимо
обогащения грамматического опыта, может служить своеобразным тестом,
позволяющим выявить тревожность ребёнка по отношению к различным
жизненным ситуациям.
- Игра «Пойми меня».
Цель – развитие умения составить короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета.
Учитель показывает детям красивую коробочку и говорит, что эта
коробочка не простая, а волшебная. В ней приготовлены для детей разные
подарки. Получить подарок может только тот, кто умеет хранить секреты.
Что это значит? (Это значит, не рассказывать раньше времени). Дальше
учитель объясняет, что, когда он подойдёт к кому-то, то этот ученик
должен закрыть глаза и, не глядя, вытянуть из коробочки картинку,
посмотреть на неё, но никому не показывать и не говорить, что на ней.
Это нужно сохранить в секрете. После того, как все дети вытянут себе по
– одной картинке, учитель спрашивает детей, хочется ли им узнав, кому
что досталось? Дети отвечают, что да. Тогда учитель говорит, что
показывать подарки нельзя, но про них можно рассказать. Но слово-подарок
тоже называть нельзя. Потом учитель рассказывает про свой подарок,
показывая детям, как это нужно делать правильно, а дети угадывают, что
досталось учителю. После этого дети рассказывают про свои подарки
по-очереди и, когда подарок угадан, открывают свою картинку. Лучше эту
игру проводить сидя на ковре в кругу.
- Игровое упражнение «Если бы…».
Цель – развитие связной речи, воображения, высших форм мышления – синтеза, анализа, прогнозирования, экспериментирования.
Учитель предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:
-«Если бы я был волшебником, то …»
-«Если бы я стал невидимым…»
-«Если весна не наступит никогда…»
Помимо развивающей направленности, эта игра имеет и диагностическое значение.
- Игровое упражнение «Закончи сам».
Цель – развитие воображения, связной речи.
Учитель рассказывает детям начало сказки или рассказа, а детям даётся задание продолжить или придумать концовку.
Наблюдая за активностью детей на занятия, я увидела, что
при использовании данных игр активность и интерес к занятию заметно
возрастает и занятие проходит очень весело и незаметно. |