В эту группу входят различные игры и упражнения на развитие
фонематического слуха, умение правильно определить место звука в слове,
словосочетании, предложении либо подобрать слова с заданным звуком.
Также сюда относятся игры и упражнения на определение количества слогов
в слове или на развитие умение подобрать слова с заданным количеством
слогов.
- Игра «Придумай слово».
Цель – развитие фонематического слуха или умение определить количество слогов в слове.
Нужно придумать слово по заданию: с заданным звуком в начале,
середине, конце слова, с заданным количеством слогов, по схеме и
т.д. Данная игра мною используется тогда, когда нужно организовать
учащихся на восприятие новой темы или просто заинтересовать. Например,
учитель говорит: «Дети, к нам пришла посылка. Но чтобы её открыть, нужно
сказать слово - пароль. А слово-пароль сегодня у нас начинается со
звука [м] или [м’]. Только нужно, чтобы все назвали пароль правильно». И
дети будут изо всех сил стараться придумывать нужное слово. Но здесь
необходимо учитывать один момент: если учитель заметит, что кто-то из
детей в силу каких-то причин не может подобрать слово, то нужно прийти
ненавязчиво на помощь этому ребёнку и, желательно, чтобы помощь
исходила от детей.
- Игра «Строим дорожку».
Цель – развитие фонематического слуха.
Дети садятся в круг. Кому-то даётся мяч и задание придумать любое
слово. Затем мяч передаётся следующему игроку. Он должен придумать
слово, которое начинается с последнего звука предыдущего слова. И так
далее, пока не дойдут до первого игрока. В этой игре на первом этапе
учитель активно помогает учащимся правильно произнести слово (вместе с
ним), выделяя очень чётко последний звук в слове. На следующем этапе
учитель уже просто следит, чтобы дети чётко проговаривали слово и
выделяли последний звук. К концу второго года обучения у детей
вырабатывается навык чёткого произнесения слова и выделения последнего
звука, а учитель выполняет роль наблюдателя-контролёра, который лишь
организует процесс игры, а помогает лишь в редких случаях.
- Игра «Ловушка».
Цель – развитие умения услышать в слове определённый звук.
Учитель предлагает детям «открыть ловушки», т.е. поставить руки
локтями на парту, параллельно друг другу, расправив свои ладошки,
которые и есть «ловушки». Он даёт задание: если в слове услышите
заданный звук, то «ловушки» нужно захлопнуть, т.е. хлопнуть в ладоши.
Слова подбираются учителем в зависимости от темы занятия.
- Игра «Поймай слог».
Цель – развитие слухового внимания и его быстроты.
Учитель «бросает» детям слог, а они должны «превратить» его в слово.
Например: ПА – папа, ма – мама, ку – кукла, ар – арбуз и т.д.
- Игровое упражнение «Раздели правильно».
Цель – развитие умения делить слова на слоги.
Учитель говорит детям, что сейчас мы разделим слово на слоги. Для
этого наши руки превратятся на время в «топорики». Далее нужно
произнести слово правильно, при этом хлопая в ладошки и считая, сколько
раз хлопнули, столько в слове и слогов.
- Игра «Посели в домик».
Цель – развитие умения определить слоговую структуру слова.
Учитель вводит «гостей» при помощи загадки или ещё как-то и
предлагает поселить каждого гостя в домик. При этом он обращает
внимание детей, что в одном домике – окно из одной створки, а у второго
– из двух. Чтобы определить, какому гостю, какой домик, нужно
определить, сколько слогов в названии гостя. Если один слог, то гостя
селим в домик с одной створкой. Если два слога, то гостя селим в домик с
двумя створками. Для усложнения игры можно потом пригласить гостей на
новоселье и распределить их по такому же принципу. |