Маленькие дети обычно очень открыты и легко принимают в свой круг детей с отклонениями, даже с серьезными. У большинства из них еще не сложилось на этот счет никаких предрассудков. Кроме того, вы очень скоро убедитесь сами, что дети с
отклонениями – это, прежде всего, просто дети. Сходства между ними и
типично развивающимися детьми гораздо больше, чем различия. Как предотвратить проблему• Прочитайте
вместе с детьми книжки, где говорится о детях с разными отклонениями,
например: «Цветик-семицветик», «Карлик-нос», и поговорите об
индивидуальных особенностях людей.
• Всегда отвечайте на вопросы, которые будут вам
задавать дети о своих товарищах с отклонениями, прямо, конкретно и
просто. Если кто-то спросит: «А почему он не умеет ходить?», посоветуйте
обратиться прямо к тому, кто не ходит. Если этот ребенок сам не сможет
ответить, дайте самый простой ответ: «Когда он родился, его ноги не
смогли заработать. Зато сейчас он ловко передвигается на коляске».
• Многие дети задают такие вопросы не из любопытства, а
из боязни, что и с ними может случиться такое же или что они могут
заразиться. Их нужно подбодрить и успокоить.
• На конкретных примерах покажите детям, как сильно мы отличаемся друг от друга и насколько при этом похожи.
• Займите активную позицию и постарайтесь убедить детей
отказаться от неверных стереотипов в отношении людей с особенностями.
Всякий раз, когда дети высказывают неправильный взгляд, обязательно
поправляйте их.
• Обязательно говорите детям об их хороших чертах,
достижениях каждого ребенка, не выделяя никого намеренно, но и не
обделяя вниманием.
• Постарайтесь, чтобы у ребенка с особенностями были
равные, по возможности, права и обязанности. Неправомерное обособление
может вызвать обоснованное неудовольствие с обеих сторон: все дети
стремятся к вниманию и признанию взрослых, и все не любят
снисходительности. |