Воспитание звуковой культуры речи у ребенка
данного возраста направлено на развитие у него слухового восприятия,
усвоение и закрепление правильного звукопроизношения.
Голосовой аппарат малыша еще недостаточно
окреп. Ребенок не всегда может правильно им пользоваться, часто говорит
тихо, шепотом или, наоборот, крикливо. Поэтому для развития голоса
необходимо проводить игры, в которых одни и те же звуки или слова надо
произносить с различной громкостью. Для того чтобы речь малыша была
выразительной, яркой и красочной, чтобы он мог говорить как быстро, так и
медленно, его необходимо научить пользоваться умеренным темпом речи.
Это полезно не только для развития голоса, но и для формирования
хорошего слуха, умения воспринимать ритм и скорость произнесения звуков.
• ГРОМКО-ТИХО •
Цель игры: развитие умения менять силу голоса: говорить то громко, то тихо.
Возраст детей: от 1,5 года.
Инструкция и ход игры: приготовьте большую и маленькую собачку или другие игрушки.
Взрослый показывает двух собачек и говорит:
«Большая собачка лает громко: «Ав-ав».
Как лает большая собачка? (Ребенок повторяет громко.)
А маленькая собачка лает тихо: «Ав-ав».
Как лает маленькая собачка? (Ребенок повторяет тихо.)»
• ИДЕМТЕ С НАМИ ИГРАТЬ •
Цель игры: развитие умения пользоваться громким голосом.
Возраст детей: от 1,5 года.
Инструкция и ход игры: приготовьте
игрушечных мишку, зайчика, лису или других зверей. На расстоянии 2-3
метра от малыша взрослый расставляет игрушки и говорит: «Мишке, зайке и
лисичке скучно сидеть одним. Позовем их играть вместе с нами. Чтобы они
услышали нас, звать надо громко, вот так: «Мишка, иди!» Малыш вместе с
родителем зовет мишку, зайку и лисичку и играет с ними. Важно следить за тем, чтобы ребенок звал игрушки громко, но не кричал.
• НЕ РАЗБУДИ КУКЛУ •
Цель игры: развитие умения пользоваться тихим голосом.
Возраст детей: от 1,5 года.
Инструкция и ход игры: приготовьте
заранее куклу с закрывающимися глазами, кроватку с постельными
принадлежностями, мелкие игрушки (кубик, мячик, машинку и др.), коробку
для игрушек. Взрослый говорит, показывая на кроватку со спящей куклой:
«Катя много гуляла, устала, пообедала и уснула. А нам надо убрать
игрушки, но очень тихо, чтобы не разбудить Катю. Скажи мне тихо, какую
игрушку надо убрать в коробку». Ребенок тихо называет игрушку. Важно следить, чтобы малыш говорил тихо, но не шептал.
• ДУЕТ ВЕТЕР •
Цель игры: развитие умения в зависимости от ситуации пользоваться громким или тихим голосом.
Возраст детей: от 1,5 года.
Инструкция и ход игры: желательно
найти 2 картинки, на одной из которых изображен легкий ветерок, качающий
травку, цветы, а на другой – сильный ветер, качающий деревья. Взрослый показывает ребенку картинку с изображением ветерка и говорит:
«Летом мы пошли на прогулку в лес.
Дует легкий ветерок и колышет травку и цветочки.
Он дует тихо-тихо, вот так: «У-у-у» (звук произносится тихо и длительно)».
Затем показывает картинку с изображением сильного ветра и говорит:
«Вдруг подул сильный ветер, он громко загудел: «У-у-у» (звук произносится громко и длительно)».
Малыш повторяет за родителем (взрослым), как дует легкий ветерок и как гудит сильный ветер. Важно следить, чтобы, повторяя за ним, ребенок соблюдал ту же силу голоса. |