С самого рождения ребенка окружает
множество звуков: шум ветра и дождя, шелест листьев, лай собак, сигналы
машин, музыка, речь людей и т. д.
Но все эти слуховые впечатления
воспринимаются малышом неосознанно, сливаясь с другими, более важными
для него сигналами. Ребенок пока еще не умеет управлять своим слухом,
порой просто не замечает звуков, не может сравнивать и оценивать их по
громкости, силе, тембру.
Умение сосредоточиться на звуке – очень
важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слышать и понимать
речь – основное средство общения.
Для того чтобы ребенок научился чисто и
ясно произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, правильно
пользоваться голосом (говорить выразительно, там, где необходимо, менять
громкость и скорость речи), он должен научиться напрягать слух,
улавливать и различать звуки. Эта способность не возникает сама собой,
даже если у ребенка острый слух от природы. Ее нужно развивать с первых
лет жизни. Лучше всего делать это в игре.
Цель игр, приведенных ниже, – открыть для
малыша особый мир звуков, сделать их привлекательными и значимыми,
говорящими о чем-то важном. Вслушиваясь в слова, играя с ними, ребенок
формирует свой слух, улучшает дикцию, стараясь приблизить звучание своей
речи к тому, что он слышит от окружающих.
В этих играх малыш учится различать
«звучание» знакомых предметов, голоса животных, птиц и людей. Это
требует от ребенка не только активного восприятия, но и хорошей памяти,
развитого мышления и элементарного музыкального слуха.
• УГАДАЙ, ЧТО ДЕЛАТЬ •
Цель игры: развить умение переключать слуховое внимание, координацию движений, умение соотносить свои действия со звучанием бубна.
Возраст детей: от 1,5 года.
Инструкция и ход игры: понадобятся
бубен, два флажка. У ребенка в руках флажки. Если взрослый громко стучит
в бубен, малыш поднимает флажки вверх и машет ими, а если бубен звучит
тихо – опускает их вниз.
Важно следить за правильной осанкой
детей и точным выполнением движений. Чередовать громкое и тихое звучание
бубна нужно не более 4 раз, чтобы ребенок мог легко выполнять
упражнение.
• СОЛНЦЕ ИЛИ ДОЖДИК? •
Цель игры: развитие умения переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно различному звучанию бубна.
Возраст детей: от 1,5 года.
Инструкция и ход игры: понадобятся
бубен, картинки с изображением прогулки детей при ярком солнце и
убегающих от дождя. Взрослый говорит: «Сейчас мы пойдем на прогулку.
Дождя нет, светит солнышко. Ты гуляй, а я буду звенеть бубном. Если
начнется дождь, я буду в бубен стучать, а ты, услышав стук, беги в дом.
Слушай внимательно, когда бубен звенит, а когда я буду стучать в него».
Можно повторять игру, меняя звучание бубна 3-4 раза.
• УГАДАЙ, НА ЧЕМ ИГРАЮ •
Цель игры: развитие устойчивого слухового внимания, умения различать инструменты на слух по их звучанию.
Возраст детей: от 1,5 года.
Инструкция и ход игры: понадобятся
барабан, бубен, дудочка и др. Взрослый поочередно показывает ребенку
музыкальные инструменты, уточняет их названия и знакомит со звучанием.
Когда взрослый убедится, что малыш усвоил названия и запомнил звучание
инструментов, игрушки убирает за ширму. Взрослый повторяет игру за
ширмой на разных инструментах, а малыш по звуку пытается угадать, «чья
песенка слышна». |