Своевременное формирование грамматического
строя речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого
и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую
функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и
организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в
формировании социальных связей.
Грамматический строй в процессе становления
речи усваивается детьми самостоятельно, благодаря подражанию речи
окружающих. При этом важную роль играют благоприятные условия
воспитания, достаточный уровень развития словаря, фонематического слуха,
наличие активной речевой практики, состояние нервной системы ребенка.
При формировании грамматически правильной
речи необходимо прежде всего воспитать у детей умение наблюдать за
речью, формировать навыки общения, добиться дифференцированного
восприятия речи.
Дидактические игры и упражнения с
грамматическим содержанием являются важным средством стимулирования
языковых игр детей, их поисковой активности в сфере грамматики.
• ОЛИНЫ ПОМОЩНИКИ •
Цель игры: научить ребенка образовывать формы множественного числа глаголов, уменьшительно-ласкательные формы существительных.
Возраст детей: от 1,5 года.
Инструкция и ход игры: для игры
понадобится любая кукла. Взрослый говорит детям, что к ним в гости
пришла кукла Оля со своими помощниками, и предлагает отгадать, как они
называются и что помогают Оле делать. Затем взрослый показывает, как
кукла моргает, и спрашивает: «Что это у Оли? Это глаза, Олины помощники.
Что они делают? (Смотрят, моргают, открываются, закрываются, жмурятся.)
А как их назвать ласково? (Глазки.)» Аналогично рассматриваются ноги,
руки, уши и т. д. После этого взрослый читает детям стихотворение Е. Г.
Киргановой «Олины помощники», побуждая детей добавлять слово в конце
каждого четверостишия.
Оля весело бежит
К речке по дорожке,
А для этого нужны
Нашей Оле ... (ножки).
Оля ягодки берет
По две, по три штучки.
А для этого нужны
Нашей Оле ... (ручки).
Оля ядрышки грызет,
Падают скорлупки.
А для этого нужны
Нашей Оле ... (зубки).
Оля смотрит на кота,
На картинки-сказки.
А для этого нужны
Нашей Оле ... (глазки).
• СПРЯЧЬ МЯЧИК •
Цель игры: сформировать у детей навыки понимания предложных конструкций.
Возраст детей: от 1,5 года.
Инструкция и ход игры: для игры
понадобится мяч. Взрослый предлагает ребенку выполнить действия с мячом
по его указанию: «Положи мяч на стул, под стул, за стул, около стула» и
т. д. При этом спрашивает малыша, куда он положил мяч, активизируя его
активный словарь.
• КТО ГДЕ СПРЯТАЛСЯ? •
Цель игры: сформировать понимание ребенком некоторых предлогов, активизировать речь.
Возраст детей: от 1,5 года.
Инструкция и ход игры: для игры
понадобится игрушечная кошечка или собачка. Взрослый прячет кошку на
стул, под кровать, за дверь, около шкафа и т. д. и просит ребенка найти
ее. После того как ребенок находит игрушку, взрослый спрашивает: «Куда
спряталась кошечка? (Под стол.) Правильно. Кошечка под столом». Взрослый
выделяет предлог голосом, затем предлагает малышу самому спрятать
игрушку, а сам ищет ее, активизируя речь ребенка вопросом: «Куда ты
спрятал кошечку?»
Безречевому ребенку родитель может
предложить спрятать игрушку в какое-либо место. После того как он
выполнит инструкцию, взрослый рассказывает, где игрушка, выделяя предлог
голосом.
• ГДЕ МАШИНА? •
Цель игры: научить детей понимать предложные конструкции.
Возраст детей: от 1,5 года.
Инструкция и ход игры: приготовьте
как можно больше сюжетных картинок с изображением машины в разных
местах. Взрослый раскладывает картинки перед детьми, затем просит
показать картинку с изображением машины за деревом, около дома, на мосту
и т. д. Активизирует речь малыша вопросом: «Где машина?»
• ДРУЗЬЯ •
Цель игры: сформировать у детей навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Возраст детей: от 1,5 года.
Инструкция и ход игры: для игры
понадобятся картинки с изображением животных, разных по размеру (большая
собака – маленькая собачка и т. п.) Взрослый раскладывает на столе
картинки с изображением маленьких по размеру животных, себе же оставляет
изображения больших по размеру животных. Затем показывает детям
картинку, например, с собакой и говорит: «Собаке грустно. У нее нет
друга. Давайте поможем собаке найти друга». Ребенок ищет подходящую
картинку с изображением другой собаки. Далее взрослый обращает внимание
ребенка на то, что у большой собаки друг – маленькая собачка, и просит
малыша повторить. Если ребенок затрудняется, ему нужно помочь. Игра
продолжается до тех пор, пока все животные не найдут себе друзей.
• НАЗОВИ ЛАСКОВО •
Цель игры: научить ребенка образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Возраст детей: от 1,5 года.
Инструкция и ход игры: возьмите
картинки с изображением предметов из какой-либо серии (посуда, мебель,
животные, транспорт и др.) в зависимости от того, существительные какой
темы необходимо закрепить. Взрослый показывает ребенку картинку с
изображением предмета из серии, например, «транспорт» и спрашивает что
это (машина). Затем просит ребенка назвать машину ласково (машинка).
Игра повторяется с картинками самолета, грузовика, паровоза и т. д.
* * *Развитие
красивой, плавной, правильно выстроенной устной речи в дошкольном
возрасте способствует формированию грамотной письменной речи. И
наоборот, недостатки и трудности усвоения устной речи могут привести к
трудностям усвоения письма. Как уже говорилось, функция речи
многоуровневая. И одним из основных кирпичиков является артикуляционный
аппарат. Благодаря хорошо развитому артикуляционному аппарату ребенок
легко сможет найти ту позицию языка, губ, нижней челюсти, которая нужна
для звукопроизношения. Что в свою очередь ложится в основу правильно
выстроенной речи. Ведь чтобы ребенок начал произносить звуки простые и
сложные, его губы и язык должны быть сильными, подвижными и гибкими,
чувствовать позицию и уметь повторить ее. Гимнастика помогает детям
научиться говорить четко и красиво. Благодаря упражнениям некоторые
малыши сами начинают чисто произносить сложные звуки.
Гимнастика помогает ребенку научиться
чувствовать и улавливать движения другого и свои собственные, легко
переносить артикуляционные позиции и их сочетание. Стимулирует
кровообращение в верхней и нижней части челюсти. Помогает снять
эмоциональное напряжение, высвобождая различные звуки. Говоря о возрасте
раннего детства, нужно уточнить, что здесь важно, чтобы ребенок получал
радость от процесса, и только потом обращать внимание на результат.
Важно, чтобы он усвоил основные движения: четкость и точность приходят
только к пятому году.
В современной логопедической практике
существует множество статических и динамических систем упражнений. В
качестве примера предлагаем вам следующие варианты. |