Все мы хотим, чтобы нас заметили и похвалили. Чего
хочет ребенок, который протягивает вам только что выполненный рисунок и
спрашивает: «Красиво?» Возможно, он чувствует себя незащищенным, или у
него низкая самооценка, или он хочет установить контакт, или ищет
подтверждения правильности своих действий, или…
Может быть, просто сказать: «Молодец, красиво»? Так чаще всего мы и поступаем. Так чаще всего поступать и не стоит. Как быть…Итак, ребенок показывает картинку, которую только что нарисовал.
Вы (рассматривая с искренним интересом, с одобрением в
голосе): «Ты нарисовал вот здесь большой дом… из трубы идет густой дым… а
внизу я вижу что-то синее, здесь еще пустое место…»
Когда продукты деятельности ребенка встречают такой
безоценочный прием, когда проявляется внимание к деталям, ребенок, как
правило, забывает исходный вопрос и начинает осознавать свои действия.
Можно слышать, как ребенок подхватывает слова взрослого, включается в
разговор и комментирует рисунок: «У меня здесь три окна – одно маме,
второе папе, а это – для меня и Тузика. А вот здесь у меня речка. Тут
будет машина, я еще не успел нарисовать, сейчас нарисую…» Вдумайтесь в
эти слова, почувствуйте, как меняется состояние ребенка. Если в самом
начале была зависимость от слова взрослого, то в ходе разговора ребенок
не только получил желаемое одобрение, но и почувствовал неформальную
заинтересованность, утвердился в своих достижениях, включился в общение,
увидел перспективу своих действий.
Теперь ребенок свободен и сам оценивает свою работу.
Вам показалось, как всегда, слишком длинно?
Используйте иногда короткую фразу: «Важно не то, что я считаю красивым, а то, что ты сам думаешь о своем рисунке». «Важно то, что думаешь ты сам».
Еще пример:
– Посмотри, что я делаю.
– Ты играешь с глиной.
– Что мне сделать?
– Ты можешь сделать все, что захочешь.
– Ладно, я сделаю птичку.
– Ты решил сделать птичку.
Старательно лепит, наконец поднимает руку с вылепленной птичкой.
– Вам нравится?
– Ты очень старался.
В конечном счете важно, что думаем мы сами. |