Принятие решений имеет первостепенную значимость.
Возможность выбирать, чем сейчас заняться, с каким
материалом, с кем из ребят, помогает детям развивать навыки принятия
решений организованным и безопасным путем. Они учатся принимать на себя
ответственность за решения и понимать последствия своих действий.
Например, ребенок может сказать сам себе: «Если я выберу сейчас
рисование, то пропущу приготовление коктейля. Что интереснее?», «Я вчера
уже строил гараж с Сережкой. Лучше сегодня буду вместе с Ирой читать
книжку».
Если взрослый предлагает детям выбрать имя для кролика,
решить, где будет находиться игровой уголок, то дети начинают понимать,
что они, как группа людей, обладают определенной властью над
происходящим.
Чтобы научиться из нескольких вариантов выбирать
оптимальный, требуется практика. Этому нельзя научить на специальном
занятии. Только в практике реализуются компетенции и развиваются
компетентности. Как быть…Предоставить право и возможность самостоятельно выбирать:
• место на занятии;
• когда, с кем и где играть;
• в каком центре активности и чем заниматься;
• как, из каких материалов и в какой последовательности выполнять задуманное;
• что считать результатом и какой результат считать достаточным.
Чтобы выбор всегда и всего был осознанным и содержательным, его нужно планировать.
Роль родителя или воспитателя не сводится к тому, чтобы
наблюдать со стороны. Его задача – создать условия, достаточные для
выбора (из чего выбирать), планировать вместе с детьми (например, свою
деятельность, как образец), поддерживать детей, которые испытывают в
этом необходимость.
Неформальная обстановка позволяет детям учиться с
различной скоростью, поскольку никто не сравнивает их успехи и никто не
заставляет их делать нечто единственно «правильным» способом. |