Ни одно сообщество людей (профессиональное или
дружеское, детское или взрослое) не может обойтись без сотрудничества.
Готовность и умение «работать в команде» последнее время стали ценными
качествами, которые упоминают в резюме, развивают на корпоративных
тренингах. Научить успешно сотрудничать можно и в любом детском
коллективе, стоит только немного изменить традиционные подходы. Как быть…• Прежде всего следует осознать направленность собственных педагогических воздействий и отказаться:
а) от сравнения детей;
б) от оценивания, даже безобидными способами вроде выдачи «звездочек» или «жетонов»;
в) от чрезмерного увлечения играми-соревнованиями. Детское сообщество не должно быть конкурентным и агрессивным.
Это не означает того, что мы не будем замечать и развивать лидерские качества. Обязательно будем. Но не за счет других детей.
• Как можно чаще использовать в речи местоимение «мы»: «мы старшая группа», «мы непоседы», «мы замечательные ребята».
• Предлагать детям задания, которые нужно выполнять
вместе, – коллективные однодневные и многодневные работы по созданию
коллажей, макетов, декораций и пр.
• Подчеркивать вклад каждого, не ограничиваясь отчетом «ответственного за работу».
• Задавать детям вопросы о вкладе каждого в общее дело, о самочувствии, об удобстве, о желании продолжить совместную работу. |