Ребенок с раннего детства мотивирован на то, чтобы
видеть и узнавать окружающее пространство, получать в «собственные руки»
как можно больше привлекательных для него игрушек и предметов. Для
этого ему нужно быть готовым предпринять первое в своей жизни
путешествие – сначала дойти от собственной кроватки до шкафа, затем от
порога своего дома до песочницы на прогулочной площадке, оторваться от
маминой руки и пуститься в «самостоятельное плавание». Познаваемое
пространство постоянно расширяется, и маленький путешественник получает
все больше новых впечатлений и знаний и мотивов к действию, то есть
успешно развивается.
Что бывает, когда малыш доберется до содержимого
кухонного шкафчика или полочки в ванной комнате, знают большинство
родителей. Но что такого, собственно, произошло? Ребенок сам добрался до
другого помещения, сам открыл шкаф, сам вытащил банки с крупами, сам
открыл крышки. Все сам! Вы учили его подобным действиям на пирамидках и
баночках, вот он и применил полученные навыки в практической ситуации. С
точки зрения жизненной логики все просто и правильно.
Что делать, если «моторчик» работает слишком активно?• Если
жизни и здоровью ребенка в это время ничто не угрожает, выждите ровно
минуту, ласково улыбнитесь ребенку и, если очень хочется, укоризненно
покачайте головой, – важно, чтобы он не был напуган вашей реакцией, но
вместе с тем видел, что вы не очень довольны.
• Постарайтесь использовать эти молчаливые мгновения для
того, чтобы понять, что именно делает малыш, и оценить «ущерб
хозяйству».
• Начните «конструктивный» диалог с ребенком: «Коленька
решил посмотреть, что здесь интересное лежит?», «Коленька нашел ложки?» и
т. п.
• Обратите внимание на ответные реакции ребенка, это
самое важное и самое ценное для вас в данной ситуации – даже неговорящий
ребенок в ответ на ваши вопросы может демонстрировать понимание
обращенной к нему речи. В этом случае он будет показывать взглядом,
жестами, действиями то, как он открывал банку, где сахар, ложки и т. п.
• Вместе с ребенком (а по сути, за него) начните
собирать рассыпанное, приговаривая: «Вот мы соберем, положим на место,
сначала помоем, а потом уберем», чтобы он понимал причины и следствия
действий.
• Принимайте помощь ребенка, даже если она вам не нужна:
«Ты дал мне ложку, вот молодец; подай крышку; поставь коробку на
полочку… Вот мы и собрали все. Сначала рассыпали, а потом собрали».
• Закрывать от ребенка шкафы на замки и резинки
неправильно. Будет лучше, если вы уберете подальше то, что опасно для
ребенка или трепетно дорого для вас.
• Помните, что такие походы (действия) ребенка – признак
познавательной активности, прекрасная основа для развития мелкой
моторики (мелких движений рук), для развития активной речи (движения
пальцев рук и речь взаимосвязаны на психофизиологическом уровне) и
просто для получения несказанного удовольствия. |