Вечная проблема: с одной стороны, нужно идти за
ребенком, чтобы реагировать на его интересы и потребности, обеспечить
личностно ориентированный подход, а с другой стороны, важно реализовать
то, что задумано, заложено в план. Импровизация нужна, но… Где и как…Прежде всего, чтобы удерживать разговор в нужных рамках, надо научиться правильно реагировать на высказывания детей.
Например, если в ответ на слова ребенка: «Мне мама вчера
целый вечер читала книжку», вы начнете задавать вопросы: как называлась
книжка, о чем она, что тебе понравилось и т. д., то получите реакцию
других: «А у меня тоже есть книжки». «А мы с мамой ходили в магазин» и
т. д. Дети не любят оставаться без внимания и стремятся завоевать его.
Итак, если вам важно дать возможность высказаться как
можно большему количеству детей – выбираем стратегию реагирования на
чувство. «Приятно провести вечер вместе с мамой». Новость услышана,
чувство понято и обозначено, уточнения высказывание не предполагает,
контакт глаз заканчивается.
Или во время занятия вдруг возникает высказывание о
поездке в гости к бабушке. Но если ребенок об этом говорит, значит, его
мысли далеки от темы занятия. Стоит ли его ругать? Лучше спросите его:
«А там, где живет твоя бабушка, есть деревья?» (если занятие посвящено
растительному миру), и верните ребенка к обсуждаемой теме.
Или на занятии по математике вдруг звучит: «А у меня
дедушка вчера умер». Даже если вы правильно отреагируете на чувство
ребенка: «Я понимаю, как тебе грустно и больно», то, возможно, сюжет на
этом не закончится – смерть не такое простое явление, как поездка к
бабушке, и волнует, как правило, многих детей.
Если вы чувствуете реакцию детей, не хотите упускать
важный момент в социально-эмоциональном развитии – осторожно
переключитесь: «Ребята, вы хотите поговорить об этом?» Дождитесь ответа.
Если он положителен, задайте следующий вопрос: «О чем бы вы хотели
спросить меня или Наташу?» Отвечайте просто, коротко и понятно.
Вернитесь к математике: «Мы с вами планировали сегодня
научиться считать по порядку. Я думаю, труднее всех сегодня Наташе. Кто
из вас хочет помочь Наташе сосчитать ее кубики?»
В разговоре с детьми важны искренность, уважение к их
мыслям, не преуменьшение их чувств и переживаний, а объединение вас с
ними: «Мы с вами…» |