 Вечная проблема: с одной стороны, нужно идти за 
ребенком, чтобы реагировать на его интересы и потребности, обеспечить 
личностно ориентированный подход, а с другой стороны, важно реализовать 
то, что задумано, заложено в план. Импровизация нужна, но… Где и как…Прежде всего, чтобы удерживать разговор в нужных рамках, надо научиться правильно реагировать на высказывания детей. 
 Например, если в ответ на слова ребенка: «Мне мама вчера
 целый вечер читала книжку», вы начнете задавать вопросы: как называлась
 книжка, о чем она, что тебе понравилось и т. д., то получите реакцию 
других: «А у меня тоже есть книжки». «А мы с мамой ходили в магазин» и 
т. д. Дети не любят оставаться без внимания и стремятся завоевать его. 
 Итак, если вам важно дать возможность высказаться как 
можно большему количеству детей – выбираем стратегию реагирования на 
чувство. «Приятно провести вечер вместе с мамой». Новость услышана, 
чувство понято и обозначено, уточнения высказывание не предполагает, 
контакт глаз заканчивается. 
 Или во время занятия вдруг возникает высказывание о 
поездке в гости к бабушке. Но если ребенок об этом говорит, значит, его 
мысли далеки от темы занятия. Стоит ли его ругать? Лучше спросите его: 
«А там, где живет твоя бабушка, есть деревья?» (если занятие посвящено 
растительному миру), и верните ребенка к обсуждаемой теме. 
 Или на занятии по математике вдруг звучит: «А у меня 
дедушка вчера умер». Даже если вы правильно отреагируете на чувство 
ребенка: «Я понимаю, как тебе грустно и больно», то, возможно, сюжет на 
этом не закончится – смерть не такое простое явление, как поездка к 
бабушке, и волнует, как правило, многих детей. 
 Если вы чувствуете реакцию детей, не хотите упускать 
важный момент в социально-эмоциональном развитии – осторожно 
переключитесь: «Ребята, вы хотите поговорить об этом?» Дождитесь ответа.
 Если он положителен, задайте следующий вопрос: «О чем бы вы хотели 
спросить меня или Наташу?» Отвечайте просто, коротко и понятно. 
 Вернитесь к математике: «Мы с вами планировали сегодня 
научиться считать по порядку. Я думаю, труднее всех сегодня Наташе. Кто 
из вас хочет помочь Наташе сосчитать ее кубики?» 
 В разговоре с детьми важны искренность, уважение к их 
мыслям, не преуменьшение их чувств и переживаний, а объединение вас с 
ними: «Мы с вами…» 
		
	  |