Нарушителей спокойствия всегда достаточно: дети не
прочь побегать, пошалить и подурачиться. К этому их просто подталкивают
деятельная натура, подвижная психика и постоянная готовность к радости.
Принципиально важно с самого начала определиться: имеют
ли дети на это право? Да, если это имеет свое место и не нарушает общего
ритма жизни детского коллектива. Да, даже если это немного нарушает
общее спокойствие.
Это не противоречие, просто нет однозначного ответа.
Основанием для реагирования будет ваше понимание смысла
происходящего в группе, понимание чувств детей и уважение их права быть
детьми. Как быть…Дети
не всегда понимают, что и когда можно, а мы сами не объясняем это. Мы
просто запрещаем, если видим, что происходит нечто внеплановое.
Отсюда, наверное, неожиданное предложение – иногда
становитесь сами «нарушителями», наглядно демонстрируя приемлемое время,
место, способ проявления эмоций, желаний, действий. Например: «Сейчас у
нас есть немного времени до прогулки, можно побаловаться. Кто со мной
играет в "снежки” (комочки бумаги)?», «Мы так долго сидели, что даже
ноги затекли. Очень хочется попрыгать. Где бы это лучше сделать? Спорим,
я выше вас подпрыгну».
Если мы с вами создадим возможность для эмоциональной
насыщенности жизни в группе, то у детей будет меньше поводов для
«самодеятельности». В этом нам помогут неожиданные праздники – праздник
улыбки, праздник «Все наоборот», праздник горящих огоньков, праздник
большого пирога, праздник воздушных шаров, праздник пятнышек и т. п.
Ну а если, несмотря на все наши усилия, есть те, кто хочет большего, то:
1) не пользуйтесь правом запрета, просто обсудите вместе со всеми, чем неудобно такое поведение и как поступать лучше;
2) воспользуйтесь правом запрета и твердо скажите: «Вы
сможете побаловаться и пошуметь на прогулке, а сейчас будьте
внимательны». |