Все родители настроены на то, что ребенок будет
успешно развиваться, в крайнем случае, не будет слишком отличаться,
отставать от сверстников. Понять, так ли это, безусловно, помогают
здравый смысл и личный опыт взросления. Однако иногда полезны взгляд со
стороны и помощь специалистов. «Стороной» может быть другой член семьи, с
ним полезно обсудить ту или иную ситуацию, а специалисты – те, кто
ежедневно взаимодействует с ребенком, знает закономерности и особенности
дошкольного возраста.
В целом свидетельством эффективного развития ребенка
является не количество выученных им стихотворений, не решение
интегральных уравнений, а способность успешно действовать в конкретной
ситуации, то есть компетентность. Компетентность проявляется
индивидуально в зависимости от степени заинтересованности, склонности,
способности к тому или иному виду деятельности: один ребенок более
успешен в общении, другой – в придумывании и организации затей, третий –
в исследовании окружающего и т. д.
Что нужно увидеть и оценить• Насколько
уверенно ребенок себя чувствует в изменяющихся ситуациях – в общении со
знакомыми и малознакомыми людьми; выполняя привычную и новую работу.
• Насколько внятно он выражает свои мысли. Оцениваем не произношение звуков, а смысл и логику высказывания.
• Может ли он предложить что-либо, спланировать свою
работу, организовать рабочее место и довести задуманное до логического
завершения, включаться в работу других и вовлекать их в свои действия.
• Как восполняет недостаток информации, ищет ли ее источники, задает ли вопросы.
• Как он по преимуществу чувствует себя – бодро и жизнерадостно; подавленно, расслабленно, минорно.
Для того чтобы понять ситуацию в развитии ребенка,
не обязательно подвергаться психолого-педагогическому обследованию,
можно начать с наблюдения и осмысления увиденного.
|