Правила – еще одно условие успешного
сосуществования разных людей. Взрослые люди стараются жить по принципу
«можно все, что не запрещено». В семье или в группе детского сада то,
что можно, и то, чего нельзя, определяют родители или воспитатели. Детям
чаще всего правила вменяются как сентенции «нельзя драться, потому что
это нехорошо», «нужно делиться», «нужно быть вежливыми со взрослыми» и
т. п. Это, безусловно, является способом социализации и присвоения
общественной культуры, но правильнее, если дети будут учиться жить по
правилам на актуальном для их детского сообщества содержании. Для этого следует…• Внимательно понаблюдать и определить те ситуации, которые требуют регулирования правилами. В каждой группе они будут своими.
• Не спешить с выдвижением своей «единственно правильной
формулировки», правила, дать возможность детям обдумать и выдвинуть
свои идеи.
• Записать правило в присутствии детей крупными
печатными буквами. При необходимости нарисовать его с использованием
понятных символов, знаков.
• Поместить правило на видном месте (лучше всего там, где оно чаще нужно).
• Использовать табличку с правилом в качестве напоминания, а не проговаривать его бесконечно.
• Вводить одновременно не более двух-трех правил.
• Убрать правило тогда, когда большинство детей научатся его соблюдать.
• Поместить «отработанное правило» в книгу правил группы. |