Процесс индивидуализации облегчается, когда
родители или воспитатель знают, что одному ребенку, чтобы лучше учиться,
надо разговаривать и взаимодействовать, а другому – спокойно работать в
одиночестве. Учитывая это, можно убедиться, что ребенок ведет себя
согласно складу своего характера, учится так, как подсказывает ему его
природа.
Самой заметной особенностью каждой личности, возможно, является ее семейная культура:
семья Лены очень общительна и гостеприимна; семья Леры любит проводить
свободное время в походах; семья Димы предпочитает уединение и
щепетильно относится к домашнему быту. Понятно, что от этих детей
следует ожидать разного поведения в детском саду. Возраст. Очевидно,
что 3-4-летний ребенок думает и действует не так, как 5-6-летний.
Следует помнить о типичных проявлениях каждого возраста.
Уровень развития. Между детьми каждой возрастной группы есть существенные различия.
Характер и темперамент. Существует много свойств и
возможных вариантов, например: серьезный / беззаботный, энергичный /
спокойный, любопытный / безразличный, легкий / напряженный, разборчивый /
безалаберный и т. д.
Пол. Различия между полами настолько очевидны, что воспитатели их даже не принимают во внимание при анализе личности.
Стиль обучения. Одни дети учатся медленно, другие
быстро, что вовсе и не связано с уровнем интеллекта. Один ребенок
полагается при получении информации на зрительные ощущения, другой для
этих целей использует слух и осязание.
Интересы (избирательность). У большинства детей есть хотя бы один проявленный интерес.
Сильные и слабые стороны. Они есть у всех детей. Сильные стороны помогают быть успешными во всем, часто компенсируют слабые.
Самооценка. Некоторые относятся к себе как к
неспособным, другие – как к очень способным, а самооценка большинства
детей составляет нечто среднее.
Как быть…Знать – это одно.
Учитывать при планировании и, особенно, при организации педагогического
процесса и взаимодействии с детьми и родителями – иное.
Самое оптимальное: создать в семье или группе детского
сада развивающие условия и предоставить детям право самостоятельного
участия в планировании и реализации собственных планов деятельности. |