Многие взрослые считают склонность ребенка к
накопительству вполне достойной чертой – рачительностью, аккуратностью.
Наверное, эти черты имеют право на существование и не должны сами по
себе вызывать тревоги, если только собирание и сохранение предметов не
мешает ребенку играть, заводить друзей, не принимает болезненного
характера.
Иногда, как правило, это бывает в возрасте 4–5 лет, дети
начинают собирать «коллекции». Это могут быть камешки или винтики,
наклейки или машинки. Смысл коллекций не в ценности собираемых
предметов, а в том, что они объединены некой общей чертой. Это первая
самостоятельно приобретенная собственность ребенка. Как предотвратить проблему• Если
вы заметили признаки накопительства, обратите внимание, что именно
начинает собирать ребенок. Поговорите с ним о том, что он думает об этих
предметах, чем они ему нравятся. Помогите рассортировать, подобрать
место для хранения. Предлагайте время от времени разобрать, убрать
лишние. Не выбросить, а, возможно, отделить.
• Собственность требует уважения, признания прав собственника.
• Какой бы ценной ни была коллекция (модели машинок,
например), не отбирайте у ребенка права управлять собственностью. Не
удивляйтесь исчезновению отдельных экземпляров, – дети часто используют
эти предметы для приобретения друзей.
• Если у ребенка возникает желание подарить, поменяться – не препятствуйте.
Как справиться с проблемой, если она уже естьНе
сердитесь на заполненные «закрома», не говорите ребенку, что это мусор,
что все следует выбросить. Не оскорбляйте его чувств грубыми словами.
Покажите, что у вас тоже есть «маленькие накопления» –
разные мелочи, которые вы с удовольствием дарите друзьям, используете
для творчества.
Предложите ребенку поменяться с вами какими-либо
предметами, возможно, на некоторое время, так, чтобы исчезло чувство
особой привязанности, зависимости от предметов. |