 Многие взрослые считают склонность ребенка к 
накопительству вполне достойной чертой – рачительностью, аккуратностью. 
Наверное, эти черты имеют право на существование и не должны сами по 
себе вызывать тревоги, если только собирание и сохранение предметов не 
мешает ребенку играть, заводить друзей, не принимает болезненного 
характера. 
 Иногда, как правило, это бывает в возрасте 4–5 лет, дети
 начинают собирать «коллекции». Это могут быть камешки или винтики, 
наклейки или машинки. Смысл коллекций не в ценности собираемых 
предметов, а в том, что они объединены некой общей чертой. Это первая 
самостоятельно приобретенная собственность ребенка. Как предотвратить проблему• Если
 вы заметили признаки накопительства, обратите внимание, что именно 
начинает собирать ребенок. Поговорите с ним о том, что он думает об этих
 предметах, чем они ему нравятся. Помогите рассортировать, подобрать 
место для хранения. Предлагайте время от времени разобрать, убрать 
лишние. Не выбросить, а, возможно, отделить. 
 • Собственность требует уважения, признания прав собственника. 
 • Какой бы ценной ни была коллекция (модели машинок, 
например), не отбирайте у ребенка права управлять собственностью. Не 
удивляйтесь исчезновению отдельных экземпляров, – дети часто используют 
эти предметы для приобретения друзей. 
 • Если у ребенка возникает желание подарить, поменяться – не препятствуйте. 
 Как справиться с проблемой, если она уже естьНе
 сердитесь на заполненные «закрома», не говорите ребенку, что это мусор,
 что все следует выбросить. Не оскорбляйте его чувств грубыми словами. 
 Покажите, что у вас тоже есть «маленькие накопления» – 
разные мелочи, которые вы с удовольствием дарите друзьям, используете 
для творчества. 
 Предложите ребенку поменяться с вами какими-либо 
предметами, возможно, на некоторое время, так, чтобы исчезло чувство 
особой привязанности, зависимости от предметов. 
		
	  |