Возраст до 3-х лет. Ребенок
рождается, не обладая мышлением. Познание окружающей действительности
начинается с ощущения и восприятия отдельных конкретных предметов и
явлений, образы которых сохраняются памятью.
На основе практического знакомства с
действительностью, на основе непосредственного познания окружающего мира
складывается у ребенка мышление. Решающую роль в его формировании
играет развитие речи.
Овладевая в процессе общения с окружающими
людьми словами и грамматическими формами родного языка, ребенок
научается вместе с тем обобщать при помощи слова сходные явления,
формулировать взаимоотношения, существующие между ними, рассуждает по
поводу их особенностей и т. д.
Обычно в начале второго года жизни у
ребенка возникают первые обобщения, которые он использует в последующих
действиях. С этого начинается развитие детского мышления, которое
происходит не само собой, не стихийно. Им руководят взрослые, воспитывая
и обучая ребенка. Опираясь на опыт, имеющийся у ребенка, взрослые
передают ему знания, сообщают ему понятия, до которых он не смог бы
додуматься самостоятельно и которые сложились в результате трудового
опыта и научных исследований многих поколений.
Под влиянием воспитания ребенок усваивает
не только отдельные понятия, но и выработанные человечеством логические
формы, правила мышления, истинность которых проверена многовековой
общественной практикой. Подражая взрослым и следуя их указаниям, ребенок
постепенно приучается правильно строить суждения, правильно соотносить
их друг с другом, делать обоснованные выводы.
Решающую роль в формировании первых детских
обобщений играет усвоение названий окружающих предметов и явлений.
Взрослый в разговоре с ребенком называет одним и тем же словом «стол»
различные столы, находящиеся в комнате, или одним и тем же словом
«падать» падение различных предметов. Подражая взрослым, ребенок и сам
начинает употреблять слова в обобщенном значении, мысленно объединяя ряд
сходных предметов и явлений.
Следует, однако, отметить, что в силу
ограниченного опыта и недостаточного развития мыслительных процессов
маленький ребенок вначале испытывает большие трудности в овладении
общеупотребительным значением самых обыкновенных слов. Иногда он
чрезвычайно суживает их значение и обозначает, например, словом «мама»
только свою мать, недоумевая, когда другой ребенок называет так же свою
маму. В других случаях он начинает употреблять какое-либо слово в
слишком широком значении, называя им ряд предметов, только внешне
сходных, не замечая существенных между ними различий. Так, один
полуторагодовалый ребенок называл одним словом «киса» кошку, меховой
воротник на маминой шубе, белку, сидящую в клетке, и тигра,
нарисованного на картинке.
Характерным для детей раннего возраста
является то, что они мыслят, главным образом, о вещах, которые ими
воспринимаются в данный момент и с которыми они действуют в настоящее
время. Анализ, синтез, сравнение и другие мыслительные процессы еще не
отделимы от практических действий с самим предметом, фактическим
расчленением его на части, соединением элементов в одно целое и т. д.
Таким образом, мышление ребенка раннего возраста, хотя и неразрывно связано с речью, носит еще наглядно-действенный характер.
Другой особенностью детского мышления на
ранних этапах его развития является своеобразный характер первых
обобщений. Наблюдая окружающую действительность, ребенок различает в
первую очередь внешние признаки предметов и явлений, обобщает их по
внешнему сходству. Ребенок не может еще разобраться во внутренних,
существенных особенностях предметов и судит о них лишь по внешним
качествам, по наружному облику.
Характерной особенностью первых детских
обобщений является то, что они основываются на внешнем сходстве между
предметами и явлениями.
Таким образом, уже в раннем детстве у
ребенка появляются зачатки мышления. Однако содержание мышления в
преддошкольном возрасте еще очень ограниченно, а формы его очень
несовершенны. Дальнейшее развитие мыслительной деятельности ребенка
происходит в дошкольном периоде, где обогащается его содержание и оно
поднимается на новую, более высокую ступень развития.
От 4-х лет. Познание окружающей
действительности у ребенка раннего возраста ограничивается довольно
узким кругом предметов и явлений, с которыми он непосредственно
сталкивается дома и в яслях в процессе своей игровой и практической
деятельности. У ребенка-дошкольника значительно расширяется область
познания: она выходит за пределы того, что происходит дома или в детском
саду, и охватывает более широкий круг явлений природы и общественной
жизни, с которыми ребенок знакомится на прогулках, во время экскурсий
или же из рассказов взрослых, из прочитанной ему книги и т. д.
Развитие мышления ребенка-дошкольника
неразрывно связано с развитием его речи, с обучением его родному языку. В
умственном воспитании дошкольника все большую роль играют, наряду с
наглядным показом, словесные указания и объяснения родителей и
воспитателей, касающиеся не только того, что ребенок воспринимает в
данный момент, но и предметов и явлений, о которых ребенок впервые
узнает при помощи слова. Необходимо, однако, иметь в виду, что словесные
объяснения и указания понимаются ребенком (а не усваиваются
механически) лишь в том случае, если они подкрепляются его практическим
опытом, если они находят опору в непосредственном восприятии тех
предметов и явлений, о которых говорит воспитатель, либо в
представлениях о ранее воспринимавшихся, сходных предметах и явлениях.
Здесь необходимо помнить указание И. П.
Павлова относительно того, что вторая сигнальная система, составляющая
физиологическую основу мышления, успешно функционирует и развивается
лишь в тесном взаимодействии с первой сигнальной системой.
В дошкольном возрасте дети могут усвоить
известные сведения о физических явлениях (превращение воды в лед и
наоборот, плавание тел и проч.), познакомиться также с жизнью растений и
животных (прорастание семян, рост растений, жизнь и повадки животных),
узнать простейшие факты общественной жизни (некоторые виды труда людей).
При организации соответствующей
воспитательной работы область познания дошкольником окружающего
значительно расширяется. Он приобретает ряд элементарных понятий о
широком круге явлений природы и общественной жизни. Знания дошкольника
становятся не только более обширными, чем у ребенка раннего возраста, но
и более глубокими. Ребенок начинает интересоваться внутренними
свойствами вещей, скрытыми причинами тех или иных явлений. Эта
особенность мышления дошкольника ярко обнаруживается в бесконечных
вопросах «почему?», «зачем?», «отчего?», которые он задает взрослым.
Как мы уже говорили, дети раннего возраста в
своих обобщениях исходят, главным образом, из внешнего сходства между
вещами. Дошкольники же начинают обобщать предметы и явления не только по
внешним, но и по внутренним, существенным признакам и особенностям.
Например, Миша (5
лет), группируя картинки по их содержанию, относит изображения саней,
повозки, автомобиля, парохода и лодки в одну группу, несмотря на то, что
все эти предметы внешне не похожи друг на друга. Он исходит из того,
что все они служат одной и той же цели: «на них можно ездить». Тот же
ребенок относит к одной группе такие несходные по своему внешнему виду
предметы, как стол, этажерка, шкаф, диван, на том основании, что они
служат человеку в качестве мебели.
Прослеживая развитие понимания
различного рода явлений, можно видеть, как ребенок на протяжении
дошкольного возраста переходит от обобщений по внешнему, случайному
сходству между предметами к обобщениям по более существенным признакам.
Дети младшего дошкольного возраста часто
строят свои предположения о весе, исходя из таких внешних признаков, как
форма и величина предмета, в то время как дошкольники среднего возраста
и особенно старшего возраста все больше ориентируются на такую
существенную в данном случае особенность предмета, как материал, из
которого он сделан. С усложнением содержания мышления у дошкольника
перестраиваются и формы мыслительной деятельности.
Мышление ребенка раннего возраста, как уже
указывалось, протекает в виде отдельных умственных процессов и операций,
включенных в игровую или практическую деятельность. Дошкольник же
постепенно научается мыслить о вещах, которые он непосредственно не
воспринимает, с которыми он в данный момент не действует. Ребенок
начинает выполнять различные мыслительные операции, опираясь не только
на восприятие, но и на представления о ранее воспринятых предметах и
явлениях.
Мышление приобретает у дошкольника характер
связного рассуждения, относительно независимого от непосредственных
действий с предметами. Теперь перед ребенком можно поставить
познавательные, мыслительные задачи (объяснить какое-либо явление,
отгадать загадку, решить какую-либо головоломку). В процессе решения
подобных задач ребенок начинает связывать свои суждения друг с другом,
приходить к определенным выводам или заключениям. Таким образом,
возникают простейшие формы индуктивных и дедуктивных умозаключений. На
ранних этапах развития у младших дошкольников, в связи с ограниченностью
их опыта и недостаточным умением пользоваться умственными операциями,
рассуждения часто оказываются очень наивными, не соответствующими
действительности. Видя, как поливают растение, ребенок приходит к
выводу, что игрушечного мишку тоже нужно поливать, «чтобы он лучше рос».
Зная, что детей иногда наказывают за плохое поведение, он решает, что
нужно побить крапиву, «чтобы она в другой раз так больно не жглась».
Однако знакомясь с новыми фактами, в частности, с фактами, не
совпадающими с его выводами, выслушивая указания взрослого, дошкольник
постепенно перестраивает свои рассуждения в соответствии с
действительностью, научается более правильно их обосновывать, избегая
ошибок и противоречий.
Особенностью мышления дошкольников является
его конкретный, образный характер. Хотя дошкольник может уже мыслить о
вещах, которые он непосредственно не воспринимает и с которыми он в
данный момент практически не действует, но в своих рассуждениях он
опирается не на отвлеченные, абстрактные положения, а на наглядные
образы конкретных, единичных предметов и явлений.
Так, например,
дошкольник уже знает, что различные деревянные вещи плавают, то есть он
имеет определенное обобщенное знание об этих вещах и формулирует его при
помощи слова. Однако когда его спрашивают, откуда он знает, что данная
деревянная вещь (например, щепка или спичка) будет плавать, ребенок
предпочитает ссылаться не на общее отвлеченное положение («потому что
все деревянные вещи плавают»), а на какой-либо конкретный случай или
наблюдение (например, «Ваня бросил щепочку, и она не потонула» или «Я
видел, я сам ее бросал»).
При организации умственной
деятельности ребенка-дошкольника, при сообщении ему новых знаний
необходимо учитывать конкретный, наглядный характер детского мышления.
Однако следует отметить, что при организации соответствующей
воспитательной работы ребенок к концу дошкольного возраста может
достигнуть больших успехов в умении абстрагироваться, мыслить
отвлеченно.
Приступая к работе, направленной на
развитие мышления ребенка, важно понимать, что дошкольный этап его жизни
связан с интенсивным развитием мышления, признаки которого описаны в
предыдущем разделе. Для того чтобы ребенок начал мыслить, перед ним
необходимо поставить новую задачу, в процессе решения которой он мог бы
использовать приобретенные ранее знания применительно к новым
обстоятельствам.
В школьном возрасте у детей продолжается
активное развитие мышления. Успешность обучения в школе связана с
определенным уровнем развития этой стороны психики ребенка. Он должен
прийти из детского сада в школу с интересом к приобретению новых знаний,
с запасом элементарных понятий об окружающей действительности, с
простейшими навыками самостоятельной умственной работы. (Запорожец А.
В., 1953).
Поэтому большое значение в умственном
воспитании ребенка приобретает организация игр и занятий, которые
развивали бы у ребенка умственные интересы, ставили бы перед ним
определенные познавательные задачи, заставляли бы самостоятельно
производить определенные умственные операции для достижения нужного
результата. |