Развитие памяти зависит от условий жизни
ребенка, его воспитания и обучения. Под влиянием внешних воздействий в
мозге ребенка начинают образовываться временные связи, которые и
составляют физиологическую основу памяти. Уже в середине первого месяца
жизни у младенца можно наблюдать образование простейших условных
рефлексов. Так, двухмесячный младенец, привыкший к тому, что его перед
кормлением берут на руки, начинает затихать и искать губами грудь
матери, как только его вынут из колыбели. Несколько позднее, к концу
первого полугодия жизни, у ребенка появляется узнавание.
Например,
появление матери, которая повседневно заботится о ребенке, вызывает у
него положительную реакцию: он улыбается, всплескивает ручками, издает
тихие звуки. Такое узнавание требует установления более сложных
временных связей между ответными реакциями ребенка и определенным
комплексом раздражителей. Постепенно у младенца расширяется круг
узнаваемых предметов. Вслед за узнаванием появляется воспоминание.
Ребенок, например, пытается искать исчезнувшую вещь, поворачивая голову в
сторону. Это говорит о том, что у него возникает воспоминание о
предмете, который в данный момент не воспринимается. Первоначально
промежуток времени, в течение которого удерживается в памяти
какое-нибудь впечатление, очень незначителен. Годовалый ребенок
воспринимает лишь то, что случилось несколько дней назад. К 3 годам
длительность сохранения воспоминаний увеличивается до нескольких
месяцев. Прочность и длительность запоминания у 4-, 5-летнего ребенка
становятся настолько значительными, что ряд впечатлений, полученных в
этом возрасте, сохраняется на всю жизнь.
Дошкольный возраст характеризуется
интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению.
Память дошкольников носит в основном непроизвольный характер. Малыши еще
не умеют ставить перед собой задачу запомнить и не воспринимают такое
задание от взрослых. Непроизвольно запечатлевается тот материал, который
включен в активную деятельность. Запоминание и припоминание происходят
независимо от воли и сознания ребенка и зависят от характера его
деятельности. Именно поэтому новые знания должны иметь для крохи
какое-то значение: чем больше эта информация соприкасается с его
интересами, тем легче он ее запомнит.
Воспоминания дошкольника обладают ярко
выраженным наглядным, образным характером. Наглядный материал (предметы и
их изображения) в дошкольном возрасте запоминается значительно лучше,
чем отвлеченные положения. Из словесного материала значительно лучше
удерживаются в памяти образные описания, особенно когда они носят
художественный, эмоционально-выразительный характер. Когда, например,
малышу дают какой-нибудь материал (игрушки, кубики, картинки), не ставя
перед ним специальной задачи его запомнить, то, играя с ним, сооружая из
него постройки и т. п., он очень хорошо его запоминает. Но если, дав
ему такой же материал, настойчиво требовать, чтобы он обязательно его
запомнил, ребенок растерянно сидит над ним, ничего не делая, и в конце
концов ничего не запоминает. Память как особая целенаправленная
деятельность – как произвольное запоминание и припоминание – у детей
этого возраста еще не сложилась.
В середине дошкольного возраста под
влиянием воспитания постепенно начинают складываться произвольное
запоминание и припоминание. Участвуя в коллективных играх и
организованных занятиях, ребенок постепенно научается запоминать то, что
требуют от него окружающие, на что указывает воспитатель. В процессах
памяти возрастает роль слова, второй сигнальной системы. Произвольное
запоминание и припоминание возникают первоначально в особо благоприятных
условиях. Для ребенка-дошкольника очень важно, чтобы выполнение задачи
запомнить что-либо подкреплялось достижением непосредственного
результата в его практической деятельности. Если просто сказать
ребенку-дошкольнику: «Запомни это!», то такая инструкция в большинстве
случаев не достигает цели, так как она не связана с его деятельностью.
Но если задача запомнить связывается с выполнением какого-нибудь
ответственного задания, даваемого взрослым, или же входит в содержание
занимательной игры, то задача ребенком принимается, и он начинает
активно стремиться к ее разрешению. На первых порах произвольное
запоминание у дошкольника носит очень несовершенный характер. Ребенок не
владеет приемами запоминания, он еще не знает, что нужно сделать для
того, чтобы лучше запомнить. Постепенно при правильной организации
воспитательной работы к концу дошкольного возраста ребенок научается
сознательно пользоваться простейшими приемами памяти. Для того чтобы
запомнить какой-нибудь материал, ребенок внимательно с ним знакомится,
повторяет его несколько раз, стремится установить соответствующие связи и
т. д.
В развитии произвольной памяти у
дошкольника решающую роль играет организация воспитательной работы.
Задачу запоминания, приемы запоминания и припоминания ребенок не
изобретает сам, их организует взрослый. Взрослый предлагает ребенку
запомнить то или другое, организует деятельность, при которой эта задача
может быть разрешена, указывает некоторые приемы, способствующие
лучшему запоминанию, и т. д. Когда ребенок приобретает известный опыт в
этом отношении, он и сам начинает ставить перед собой задачу
запоминания, по собственной инициативе произвольно запоминает или
припоминает необходимый материал. Развитие произвольной памяти имеет
важное значение для подготовки ребенка к школьному обучению.
Объем запоминаемого будет зависеть от
состояния зрительного и слухового восприятия и внимания. Поэтому с
раннего возраста необходимо развивать у детей эти способности и речь,
чтобы содействовать развитию всех видов памяти. На развитие памяти также
влияет уровень умственных способностей: чем больше малыш умеет делать,
чем активнее он размышляет над чем-либо, тем больше он в состоянии
запомнить. По мере взросления ребенка развиваются его умственные
способности, и с ними вместе развивается память (Запорожец А. В., 1953). |